2010 №№ 3–4

Петр Куценков

Архаичное искусство как исторический источник

Трудности интерпретации

Первобытное и традиционное искусство может быть использовано как уникальный источник по истории и культуре архаичных обществ, исчезнувших многие тысячи лет назад. Однако исследователь, обращающийся к этому своеобразному виду исторических источников, сталкивается с двумя трудностями. Во-первых, нередко от архаичных обществ сохраняются только памятники искусства вне культурного контекста, остающегося полностью неизвестным. Во-вторых, по отношению к архаичному искусству применяются методы художественной критики, что искажает восприятие материала и способствует его мифологизации.

Ключевые слова: исторический источник, первобытное искусство, палеолит, африканское искусство, авангард, кубизм.


Виктор Карпов

Герменевтические уроки композиции

К интерпретациихудожественной доктрины Альберти

Одним из главных принципов художественной теории композиции Альберти — как в изобразительном искусстве, так и в архитектуре — рассматривается герменевтическое правило единства Писания, Закона и Текста, отражающее онтологическую структуру понимания и интерпретации. Теологическое, психоаналитическое и феноменологическое обсуждение основных положений произведений Альберти помогает выявить археологические, эсхатологические и телеологические аспекты онтологической структуры, проявляющейся в композиции как системе символического изображения.

Ключевые слова: Альберти, архитектура, Боттичелли, герменевтика, город, Закон, Истина, и стория, Клевета Апеллеса, композиция, нагота, онтологическая структура, перспектива, Писание, религия, теология, Текст.


Александр Якимович

Веласкес

Художник и власть1640–1660

В зрелые и поздние годы происходит радикальная трансформация концепции власти в произведениях Веласкеса. В отличие от большин ства исследователей, автор считает возможным подчеркивать не апофеозные, а трагические и элегические смыслы в портретах сильных мира сего и в картине «Менины». Думается, что в них запечатлелось определенное видение ката строфических политических проблем испанской монархии. Позднее искус ство мастера не монархоцентрично, а представляет собой сложное визуально-философское целое, в цент ре которого лежит проблема «судьбы власти и судьбы искус ства в тяжелые времена».

Ключевые слова: политический дискурс, трагедия власти, художник и имперское сознание, художе ственное человековедение.


Мария Демидова

Ансамбль Фонтенбло после Франциска I

Ренессансный дворец или«школа» маньеризма?

Одно из важнейших мест в историографии французского искусства XVI века отведено явлению, которое носит условное название I и II «школы Фонтенбло». Дворец, давший ему название, не получил в силу ряда причин законченного архитектурного облика, но даже в период политических катаклизмов сохранил за собой роль важной государственной резиденции, оставаясь «идеологическим» центром королевства. В статье воссозданы иконографические программы двух важнейших живописных комплексов: Бального зала и Галереи Улисса. Произведения Франческо Приматиччо, чье творчество во многом определило образную и стилистическую систему ансамбля, рассматривается в сравнении с творениями итальянских художников XVI столетия. В связи с этим говорится о необходимости преодоления

размытых контуров в определении французского Ренессанса и невозможности балансирования между терминами «Возрождение» и «маньеризм».

Ключевые слова: французский Ренессанс, религиозные войны, образ монарха, дворец Фонтенбло, I и II «школы Фонтенбло», Бальный зал, Галерея Улисса, маньеризм, героический идеал.


Антон Нестеров

Символическая политика

Сэр Генри Лии контек сты елизаветинской эпохи

В работе рассматривается ряд портретов, выполненных Маркусом Гирартсом Младшим (1561–1636) для сэра Генри Ли (1533–1611), отличающихся — на фоне других работ этого мастера — ярко выраженным своеобразием и аллегоричностью. Склонность к аллегоричности исходит в данном случае от заказчика. Сэр Генри Ли, выполнявший обязанности

смотрителя Королевских оружейных мастерских и Чемпиона королевы, известен прежде всего ролью, которую он сыграл в организации рыцарских турниров, ежегодно у страиваемых в День восше ствия на пре стол Елизаветы I. Эти турниры сформировали елизаветинский культ рыцарства и своеобразный язык символов и аллегорий, с ним связанных, а сам Генри

Ли стал своего рода «центром кристаллизации», вокруг которого обретала свое воплощение эстетика елизаветинской эпохи, отразившаяся как в ее портрете, так и в «Аркадии» Филиппа Сидни и «Королеве фей» Эдмунда Спенсера.

Ключевые слова: Маркус Гирартс Младший, Генри Ли, миниатюра, эмблема, мифология рыцарства, елизаветинская живопись.


Геннадий Вдовин

«Заслужить лицо»

Этюды о русской живописи XVIII века*

Работа представляет собой опыт интерпретации русской живописи раннего Нового времени в свете теории психоисторизма, утверждающей связь истории становления «Я» и эволюции пластических искусств. Методология психоисторизма позволяет увидеть единство процессов в истории сознания, становлении языка (синтаксиса и грамматики) и в развитии живописи. Данная публикация представляет собой вторую часть неизданной книги.

Ключевые слова: портрет, живопись, литература, психология, грамматика, синтаксис, философия.


Вадим Гаврин

«Русский Феб», или Уловки красноречия

Портретное сходство — феномен иконологии

Статья посвящена вопросам метажанрового взаимодействия живописи и литературы в России второй половины XVIII – первой трети XIX века и проблеме интерпретации этих отношений в аспекте риторической дискурсивности, типичной для «обмена посланиями» — эпи столярной коммуникации в кругу деятелей культуры пушкинской эпохи1. В ча стности, речь идет о том, что известное стихотворение А.С.Пушкина — послание «Кипренскому» («Любимец моды легкокрылой...») — представляет собой скрытый за намеками ответ на панегиризм концепции (инвенции) «Портрета А.С.Пушкина» работы О.А.Кипренского. В данном сюжете примечателен и особый методологический феномен: аллюзии этого стихотворного послания и формально, и тематически эквивалентны эмблемам, аллегориям, которыми остроумно воспользовался

портретист. Иконологическая интерпретация живописного изображения обращает внимание читателя-зрителя на приемы репрезентации поэта как олицетворения Феба (Аполлона), «умноженного» на комплиментарные аналогии с Дж.Г.Байроном и В.Скоттом.

Ключевые слова: иконологическая интерпретация, риторика, аллегория, инвенция, олицетворение Аполлона, Пушкин, Кипренский.


Анатолий Рыков

К вопросу об историческом значении искусства кватроченто

(Боттичелли и Мантенья)

Статья посвящена метаисторическим проблемам искусства кватроченто, его роли в происхождении современного искусства и мышления. Первая часть («Боттичелли и „эстетическая форма“») содержит контуры нового синтеза различных подходов к искусству Боттичелли. Автор рассматривает Боттичелли как одного из самых ранних и оригинальных

пред ставителей нового «эстетического искусства», сыгравшего определяющую роль в дальнейшем развитии западного искус ства. Он вводит понятие «эстетической формы», определяет его характерные черты и его важность для европейской культуры. Вторая часть («Мантенья и искусство модернизма») посвящена протомодернистским элементам творчества Мантеньи и их отношению к ренессансному ядру художественной концепции. Особое внимание уделяется философским и художественным аспектам историзма Мантеньи, его отношению к античности и стоицизму, «романтическим» тенденциям в его искусстве.

Ключевые слова: Боттичелли, Мантенья, теория искусства, философия искусства, Ренессанс, неоплатонизм, кватроченто, эстетика, модернизм, романтизм.


Георгий Смирнов

Особенности протестантской церковной архитектуры

XVII–XVIII веков в странах Центральной Европы

Статья посвящена проблемам художе ственного своеобразия протестантских церквей эпохи барокко в землях Центральной Европы. Наряду с общими чертами, присущими архитектуре протестантских храмов XVII–XVIII веков в целом, выделяются индивидуальные особенности двух регионов различной и сторической судьбы: Силезии на территории современной Польши и двух соседних граф ств — Нассау-Саарбрюкен на западе Германии и Саарверден в Эльзасе

(Франция).

Ключевые слова: протестантизм, церковная архитектура, барокко, Центральная Европа.


Андрей Спащанский

Проблема «вкуса» в архитектуре восемнадцатого века

Для определения архитектурного стиля того или иного здания исследователи используют современные методы. Но существуют памятники без ярко выраженных стилевых черт. И разные авторы решают этот вопрос по-своему: они определяют тот или иной стиль в зависимости от своих взглядов и вкусов.

Старинные источники позволяют нам взглянуть на эту проблему с другой стороны. Например в XVIII веке существовала проблема хорошего вкуса и моды, а вовсе не стиля.

Именно вкус (частный, региональный), а не архитектурный стиль, разнообразил архитектуру, а мода заставляла изменять внешний облик зданий. Взгляд на архитектурный процесс глазами людей прошлого позволяет нам избавиться от современных тайн и заблуждений.

Ключевые слова: архитектура, вкус, мода, стиль.


Светлана Батракова

Театр для Пикассо

К проблеме творческого методахудожника ХХ века

Статья посвящена анализу характерных особенностей творческого метода художника ХХ века. На примере Пикассо исследуются причины и следствия особого значения для современного живописца театра, его образов, знаков и символов. При этом становление новаторского творческого метода в искусстве авангарда рассматривается в связи с общим процессом неизбежной смены картины мира.

Ключевые слова: ХХ век, картина мира, классический, неклассический, творческий метод, игра, театр, знаки, символы.


Валентина Крючкова

Метафорические пространства Вьейры да Сильва

Творчество работавшей в Париже португальской художницы Вьейра да Сильва рассматривается в контексте более широкой темы проявлений миметического начала в абстрактном искусстве. Абстрактная живопись Вьейры отличается сложными пространственными по строениями, порождающими предметное ви́дение. Глубокие перспективы с прорывами в

разных направлениях, пассажи и лабиринты, расширяющиеся и «схлопывающиеся» пространства вовлекают в себя образы внешнего мира — городов и портов, промышленных зон и строительных площадок, сельских ландшафтов и транспортных магистралей, крупных библиотек и архивов. Многозначная ассоциативность, наполненность отвлеченных схем

конкретными образами определяют метафорический строй живописи Вьейры да Сильва.

Ключевые слова: абстрактное искусство, мимесис, пространство в живописи, пластическая метафора.


Александр Бабин

О натюрмортах Андре Дерена начала 1910-х годов

в российских музеях

Центральное место в статье занимает исследование эрмитажной картины Дерена «Натюрморт. Корзина с хлебом, кувшином и бокалом с красным вином». Она хорошо известна по литературе, особенно по каталогам коллекции Эрмитажа. Не повторяя уже сказанного, автор анализирует картину в ряду кубистических произведений Дерена начала 1910-х и

обосновывает ее датировку 1912 годом. В 1907 году Дерен, под влиянием Сезанна и Пикассо, отходит от фовизма. Затем он становится видной фигурой нового течения — кубизма. Его натюрморты начала 1910-х рассматриваются в статье с точки зрения проблемы «Дерен и кубизм».

Ключевые слова: А.Дерен, П.Сезанн, П.Пикассо, Альбер Глез и Жан Метценже, Д.-А.Канвейлер, натюрморт, «Корзина с хлебом...», кубизм.


Игорь Духан

Визуальная пангеометрия

Эль Лисицкийв становлении пространственно-временнoй концепции

искусства авангарда

Формирование новой пространственно-временнoй концепции искусства ХХ века рассматривается сквозь призму идей работы Эль Лисицкого «Искусство и пангеометрия». Сравнительный анализ пространственно-временны.х моделей искусства, математики и физики показывает, что к началу ХХ столетия художественный опыт существенно «отставал» в интенсивности концептуального конструирования пространства. Анализируются способы моделирования иррационального пространства в теории и практике Эль Лисицкого и авангарда и движение к художественному образу пространства-времени.

Ключевые слова: пространственно-временнaя концепция, авангард, пространство в искусстве, время в искусстве, перспектива, эволюция математики, относительность.


Евгений Яйленко

Русский Рим

Из и стории художе ственных связей России и Италии

в первой половине XIX века*

В статье ставится вопрос о роли итальянских впечатлений выпускников петербургской Академии художе ств, находившихся в Риме в качестве пенсионеров, в эволюции жанра исторической картины в русском искус стве первой половины XIX века. Автор показывает, насколько плодотворными оказались контакты с художественной средой Рима в плане оформления эстетического канона академического неоклассицизма, в рамках которого в дальнейшем осуществилось сложение стилевого направления академизма. В наиболее заметной форме оно проявилось в области живописного претворения так называемой «анакреонтической» тематики, которой в разное время отдали дань Кипренский, Брюллов, Бруни, Иванов и другие художники и которая впослед ствии преобразуется в формы так называемого салонного академизма. Автор исследует и другие сферы деятельности русских пенсионеров, в которых проявилось воздействие контактов с художественной средой Рима, в частности — выполнение графических портретов, разработку историко-бытовых сюжетов и создание больших исторических композиций.

Ключевые слова: Кипренский, Александр Иванов, Брюллов, Бруни, неоклассицизм, академизм, графический портрет.


Ирина Хохлова

К истории провинциальной духовной жизни

Иконы дворян Михалковыхв собрании Рыбинского музея

В статье дается обзор икон, поступивших в Рыбинский музей в 1920–1921 годах из усадьбы Петровское дворян Михалковых. Ее цель — введение в научный оборот новых имен и памятников, уточнение некоторых атрибуций и датировок икон, эволюции «больших» стилей в их провинциальных вариантах. Анализ этой группы произведений позволяет сделать ряд выводов о чертах благочестия дворян Михалковых, реконструировать многообразные владельческие, художественные и деловые контакты, выявить тесную взаимосвязь земной родословной дворянской семьи с ее «небесной родословной», запечатленной в сюжетах и красках икон — подборе святых, типе и характере образов.

Ключевые слова: икона, дворяне Михалковы, владельческие надписи, благословение, стиль барокко, усадебная мастерская, ярославские святые, паломническая реликвия.


Олег Тарасов

Русская икона в Серебряном веке

Из истории Комитета попечительствао русской иконописи(1901–1918)

Цель статьи — показать русскую икону в контексте культуры модерна. В этом плане деятельность Комитета попечительства о русской иконописи под покровительством императора Николая II была тесно связана с концепцией европейского Движения искусств и ремесел, а также с присущими этому направлению культом мастера-ремесленника и романтическим представлением о возможности исправления нрав ственности народа сред ствами искусства. Народно-ремесленная икона являлась важной частью государ ственной культурной политики по созданию национальной художественной промышленности.

Ключевые слова: культура модерна, романтическая икона, новый стиль, художественная промышленность, древнерусская живопись, религиозное Возрождение, народноремесленная культура.


Виктор Бычков

По стнеклассическая философия искусства

Система основных понятий*

В статье намечен один из возможных путей по строения современной философии искусства, включающей в пространство своей активности не только классическое искусство, но и произведения самых современных арт-практик, не писывающихся в традиционное для эстетики понятие искусства. Структура такой философии вы страивается из трех взаимоотрицающих, взаимостимулирующих и взаимодополняющих разделов: Классики, Нонлассики и Виртуалистики. Классика представляет собой метафизическое ядро философии искусства, выявляющее и утверждающее универсальный смысл искусства в его эстетическом качестве — художе ственности. Нонклассика — имплицитная совокупность параэстетических принципов, на которых основываются новейшие арт-практики, отрицающие традиционные художе ственные ценности. Экспериментально-эмпирический раздел философии искусства — Виртуалистика — исследует креативные и художественно-эстетические возможности зарождающихся компьютерно-сетевых искусств, претендующих занять лидирующее место в современном арт-мире. Главное внимание в статье уделено системе основных понятий, универсальному инструментарию, с помощью которого возможен сегодня профессиональный разговор об искусстве как объекте теоретического анализа.

Ключевые слова: искусство, художественность, эстетический опыт, художественный образ, форма, неклассическая эстетика, авангард, модернизм, постмодернизм, артефакт, объект, эстетическая виртуальная реальность, видео-арт, виртуал-арт, интерактивность.


Олег Кривцун

Аура произведения искусства: узнаваемое и ускользающее

Художе ственная аура являет себя как эманация произведения искусства, как переживание невербализуемого про стран ства смыслов. С развитием способов технической воспроизводимости возникла ситуация «расколдовывания мира» и возрастания у массового зрителя вкуса к однотипному. Анализируя природу ауры искусства и размышляя над угрозой ее

утраты, автор отстаивает равновеликую потребность человека как в структуре, опорных точках бытия, так и в бесструктурном, трансцендентном, вечно ускользающем.

Ключевые слова: аура, произведение искусства, эманация, художественное восприятие, невербализуемый смысл.


Светлана Грачева

Художественная критика в журнале «Печать и революция»

В статье предпринят анализ художественной критики в журнале «Печать и революция» в контексте развития отечественного искусства 20–30 годов ХХ века. «Печать и революция» стал одним из самых крупных периодических изданий 20-х годов, посвященных проблемам литературы и искусства. В его публикациях отражаются разнообразные вопросы методологии искусства, художественной жизни, творчество отдельных мастеров.

Ключевые слова: журнал «Печать и революция», художественная критика, изобразительное искусство, методология искусства, социология искусства.


Ф.И.Шмит

Византиноведение на службе самодержавия: Н.П.Кондаков

Статья Ф.И.Шмита о Н.П.Кондакове, подготовленная автором к печати 26 октября 1933 года, публикуется впервые. Несмотря на явно политизированный характер этого текста и критическое отношение Ф.И.Шмита к Н.П. Кондакову, он насыщен множе ством интересных фактов, позволяющих по-новому понять личность Н.П. Кондакова и оценить его научный

вклад в русскую и мировую науку. Из-за ареста и рас стрела Ф.И.Шмита статья не была закончена: из 6 глав к печати были подготовлены только 4. Но и в таком виде работа Ф.И.Шмита надолго останется одной из лучших работ о Н.П. Кондакове.

Ключевые слова: византиноведение, Ф.И.Шмит, Н.П.Кондаков, история науки, биография, архивы.


В.П.Зубов

Механика и геометрия в архитектуре Византии

Статья представляет собою обзор собранных ее автором письменных и сточников по архитектуре Византии, теоретическим и практическим знаниям византийских архитекторов. В ней убедительно доказывается, что византийский архитектор являлся, как правило, одновременно и профессиональным механиком, и геометром. Особое внимание уделяется также знанию архитектором военного дела. В статье подчеркивается, что статус механической науки в Византии был чрезвычайно высоким, т.е. принципиально иным по сравнению со статусом механики на средневековом Западе.

Ключевые слова: Византия, архитектура, механика, геометрия, военное дело, Святая София Константинопольская, Герон Александрийский, Архимед.


АВТОРЫ НОМЕРА

Бабин Александр Алексеевич, кандидат искус ствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель французской живописи первой половины и середины XIX века.

Адрес: 193312, г. Санкт-Петербург, Товарищеский проспект, 12, кв. 82.

E-mail: babin@hermitage.ru


Батракова Светлана Петровна, доктор искус ствоведения, главный научный сотрудник Государ ственного института искусствознания.

Адрес: 125009 Москва, Козицкий пер., 5.

Тел.: (499)147-22-58/


Бычков Виктор Васильевич, доктор философских наук, профессор, зав. Сектором эстетики Института философии РАН, член АИС, лауреат Государ ственной премии РФ в обл. науки.

Адрес: 119991 Москва, ул. Волхонка, 14–5.

E-mail: vbych@online.ru


Вдовин Геннадий Викторович, кандидат искусствоведения, директор музея-усадьбы Останкино.

Адрес: 129515 Москва, 1-я Останкинская, 5.

E-mail: g_vdovin@mail.ru


Гаврин Вадим Вячеславович, кандидат искус ствоведения, преподаватель ГОУ СПО Колледж музыкально-театрального искус ства №61 (г. Москва).

Адрес: 107066 Москва, Ст. Басманная ул., 22/2–25.

E-mail: v-gavrin@ mail.ru


Грачева Светлана Михайловна, кандидат искусствоведения, декан факультета теории и истории искусств, доцент кафедры русского искусства Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина РАХ (Санкт-Петербург). Член Союза художников.

Адрес: 192238 Санкт-Петербург, Бухарестская ул., 72–2–149.

E-mail: svetlana_grachva@mail.ru


Демидова Мария Александровна, кандидат искус ствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искус ствознания.

Адрес: 125009 Москва, Козицкий пер., 5.

Е-mail: mardemidova@yandex.ru


Духан Игорь Николаевич, кандидат архитектуры, заведующий кафедрой искусств и Центром визуальных искусств Белорусского государственного университета. Член European Society of Culture, Международного и Белорусского союзов дизайнеров, Академии архитектуры.

Адрес: Республика Беларусь, 220123 Минск, ул. Веры Хоружей, 19–139.

Е-mail: i_dukhan@yahoo.com


Карпов Виктор Васильевич, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории архитектуры и градостроительства Российской академии и архитектуры и строительных наук (НИИТАГ РААСН).

Адрес: 105264 Москва, 7-я Парковая ул., 21а.

Е-mail: carpvv@yandex.ru


Кривцун Олег Александрович, доктор философских наук, профессор, заведующий отделом теории искусства Института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств.

Адрес: 123242 Москва, Кудринская площадь, 1–394.

E-mail: o-krivtsun@yandex.ru


Крючкова Валентина Александровна, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела зарубежного искусства НИИ Российской академии художе ств (РАХ).

Адрес: 125319 Москва, ул. Черняховского, 2–52.

E-mail: modern arts@yandex.ru


Куценков Пётр Анатольевич, кандидат искус ствоведения, доктор культурологи, ст. научный сотрудник Отдела сравнительного культуроведения Института востоковедения РАН, Москва; ст. научный сотрудник Отдела искусства стран Азии и Африки Государственного института искусствознания.

Адрес: 125009 Москва, Козицкий пер., 5.

E-mail: pkutsenkov@gmail.com


Нестеров Антон Викторович, кандидат филологических наук, доцент Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ).

Адрес: 117485 Москва, Бутлерова ул., 2–2–125

E-mail: avnesterov@gmail.com


Рыков Анатолий Владимирович, доктор философских наук, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории западноевропейского искусства исторического факультета Санкт-Петербургского государ ственного университета

Адрес: 196084 Санкт-Петербург, Московский пр., 86–178.

E-mail: rikov@mail.ru; rikovrikov@gmail.com


Смирнов Георгий Константинович, кандидат искусствоведения, заведующий отделом вода памятников художественной культуры Государственного института искусствознания.

Адрес: 119333, Москва, ул. Дм. Ульянова, 4–1–100.

E-mail: georg-sm@mail.ru


Спащанский Андрей Николаевич: 1997–1999 — экскурсовод ГМЗ «Гатчина», 1999–2008 — научный сотрудник ГМЗ «Гатчина».

Адрес: 188300 г. Гатчина, ул. Володарского, 22–4.

E-mail: lacnoir@mail.ru


Тарасов Олег Юрьевич, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Отдела истории культуры Института славяноведения Российской Академии наук (Инслав РАН).

Адрес: 117334 Москва, Ленинский пр., 32-а, Инслав РАН

E-mail: olt@complat.ru


Хохлова Ирина Львовна, научный сотрудник Рыбинского Государ ственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, соискатель кафедры русского искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

Адрес: 152930 Рыбинск Ярославской области, ул. Волжская набережная, 2.

E-mail: irinahohlova@yandex.ru


Яйленко Евгений Валерьевич, кандидат искусствоведения, доцент кафедры семиотики и общей теории искусства факультета искус ств МГУ им. М.В. Ломоносова.

Адрес: 123423 Москва, ул. Мневники, 11–56.

E-mail: eiailenko@rambler.ru


Якимович Александр Клавдианович, доктор искусствоведения, действительный член Российской академии художе ств, главный научный сотрудник НИИ теории и и стории изобразительных искусств Российской академии художеств.

Адрес: 125252 Москва, Сальвадора Альенде ул., 7–59.

E-mail: yakimovitch@mail.ru