2010 №№ 1–2
Содержание |
Content |
Александр Раппапорт Умирание архитектуры и искусства В статье рассматривается проблема истощения творческой энергии архитектуры и искусства как выражение определенного этапа формирования современного массового общества в двух его видах — рыночно-потребительском и тоталитарно-идеологическом. Делаются попытки выявить основные течения в массовом и скусстве и реакцию авангарда на них в виде интенсификации экспрессивных средств или критической рефлексии, которые приводят к стиранию собственных художественных ресурсов в пользу политических дискурсов. Одной из причин этого процесса, по мнению автора, оказывается письменность как эффективное средство социального управления. Будущее и скусство, согласно излагаемой концепции, зависит от перспектив восстановления творческой атмосферы и художественного дискурса, в которых этические ценности были бы выражены как в индивидуальном сознании, так и в социальной коммуникации. Ключевые слова: авангард, массовое и скусство, дизайн, китч, монстры, рефлексия, управление, рынок, тоталитарные и демократиче ские идеологии. |
Alexander Rappaport Extinction of art and architecture The main problem of this article is considering the problem of exhaustion the creative power of art and architecture as a symptom of a specific stage of formation of modern mass society in its two forms: market and consumer, and totalitarian and ideological. There are certain attempts to identify the main trends in popular art and reaction of avant-garde to them in the form of intensification of expressive means or any critical reflection that are resulting in cancellation personal artistic resources in the favour of political discourse. In the author’s opinion one of the reasons for this process is the written word as an effective means of social control. According to the recited conception the future art depends on prospective renewal of creative atmosphere and artistic discourse where any ethical values would be expressed both in individual consciousness and in social communication. Keywords: avant-garde, popular culture, design, kitsch, monsters, reflection, management, market, totalitarian and democratic ideologies. |
Людмила Щенникова Иконографические особенности чудотворной иконы «Богоматерь Владимирская» и образы типа «Умиление — Богоматерь ласкающая» Статья является первым специальным исследованием иконографии «Богоматери Владимирской» (Константинополь, первая треть XII в.). Благодаря детальному сравнению с византийскими и древнерусскими изображениями типа «Умиление» IX–XIV веков и анализу историче ских источников автор делает вывод о сохранении первоначальной иконографии и основной композиции этой древней иконы при ее реставрациях в XIII–XVI столетиях. Главная иконографическая особенность «Богоматери Владимирской» — повернутая к зрителю подошва ступни Младенца Христа («пята Спасителя»). Древнерусские иконы типа «Умиление» XIII века не являются ее копиями. Первые копии-списки были созданы после прославления Владимирской иконы в 1395 году. Ключевые слова: Владимирская икона Богоматери, неизменность первоначальной иконографии, главная особенность — «пята Спасителя». |
Liudmila Shchennikova Iconographic features of the miracle-working icon of the Virgin of Vladimir and such icons as “Tenderness — the Virgin caressing” This article is the first special research of the iconography of the Virgin of Vladimir (Constantinople, the first third of the XII century). Owing to detailed comparison with Byzan tine and Old Russian icons such as “Tenderness”, IX–XIV centuries, and analysis of histo rical sources the author of the article concludes that in the course restoration in XIII–XVI centuries the original iconography and the principal design of this ancient icon have been remained. The main iconographic feature of The Virgin of Vladimir is the planta of the Christ Child turned to viewers (“the heel of the Saviour”). The Old Russian icons, such as “Tender ness”, XIII centuries, are not copies of The Virgin of Vladimir. The first duplication copies have been painted after the Vladimir icon has been glorified in 1395. Keywords: icon of the Virgin of Vladimir, invariability of the original iconography, the main feature — is “the heel of the Saviour”. |
Анна Корндорф Архитектура «Ада», или Еще раз о театральной иконографии «Подземного царства» Статья представляет вторую часть трилогии, посвященной архитектуре «Ада» на театральных подмостках придворного театра эпохи Барокко и Просвещения, продолжая тему предыдущей публикации — «Схождение в Аид и бродячие сюжеты театральной иконографии XVII–XVIII веков», — где рассматривалась сугубо умозрительная, историософская сторона популярности адских коллизий на придворных подмостках Европы. Автор оставляет в стороне содержательный, фабульный аспект того, как зародилась и почему угасла монаршая «аидомания», и сосредоточилась и сключительно на вопросе архитектурной иконографии «Ада». На конкретных примерах — декорационных эскизах и выполненных по их следам гравюр — прослеживается эволюция визуального образа «Преисподней» на протяжении XVII–XVIII столетий и выявляются основные локусы и иконографические мотивы театрального «Ада»: «Жерло», «Город Дит», «Дворец Плутона». Ключевые слова: сценография, «Ад», «Подземное царство», архитектура, барокко, архитектурная декорация, иконография, театральная машинерия, инфернальные сюжеты, «жерло Ада», «Дит», «Дворец Плутона». |
Anna Korndorf Architecture of the Underworld, or Once again about theater iconography of The Underworld Kingdom This article is the second part of the trilogy devoted to architecture of the Underworld on the stage of the court theatre under the Baroque and the Age of the Enlightenment and it goes on with the theme of the previous publication “Descent in the Hades and the migrant themes of theater iconography in XVII–XVII centuries” where purely speculative, historiosophical aspects of popularity of hellish collisions on the court theatre of Europe has been considered. The author laid aside the purposeful and anecdotal aspects of the fact how aroused the monarchal “Hades mania” and why it dead away; the author concentrated exclusively on the problem of architectural iconography of the Underworld. Using concrete examples, scenic designs and engravings made on their basis, the author saw to evolution of visual form of The Underworld Kingdom over a period of XVII–XVIII centuries and revealed the principal locus and iconographic motifs of the theater Underworld: Crater, The City of Dit, Pluto’s Palace. Keywords: Stage design, The Underground, The Underworld Kingdom, architecture, the Baroque, iconography, theatrical machinery, infernal plots, Crater of the Underworld, The Dit, Pluto’s Palace. |
Лариса Тананаева Картина Бартоломея Стробеля «Пир у Ирода...» Статья посвящена одной из самых загадочных картин в европейской живописи середины XVII века. Целью автора является не столько попытка ее очередной интерпретации, сколько желание ввести эту необычную композицию в контекст отечественных исследований указанной эпохи. Ключевые слова: Бартоломей Стробель, маньеризм, Центральная Европа, придворный портрет, традиция пражских «рудольфинцев», «маска» Стюартов. |
Larisa Tananayeva “Herod’s Feast…” by Bartholomew Strobel The article is devoted to one of the most mysterious pictures in European painting in the middle of XVII century. The author tries not to interpret it once more but to put this unordinary composition in the context of domestic researches on the above mentioned époque. Keywords: Bartholomew Strobel, mannerism, Central Europe, the court portrait, traditions of Rudolfinians in Prague, “masque” at the Stuart’s court. |
Геннадий Вдовин «Заслужить лицо» Этюды о русской живописи XVIII века Работа представляет собой опыт интерпретации русской живописи раннего Нового времени в свете теории психоисторизма, утверждающей связь истории становления «Я» и эволюции пластических и скусств. Методология психоисторизма позволяет увидеть единство процессов в истории сознания, становлении языка (синтаксиса и грамматики) и в развитии живописи. Данная публикация представляет собой первую часть неизданной книги. Ключевые слова: живопись, литература, психология, грамматика, синтаксис, философия. |
Gennady Vdovin “To be worthy of face” Studies of Russian painting in XVIII century This work is the eexperience of interpretation the Russian painting of early New Time in the light of the psychohistoricism theory that is affirming connection between history of making «I» and evolution of plastic arts. Methodology of psychohistoricism makes it possible for us to see the unity of the processes in the history of consciousness, formation of language (syntax and grammar) and in development of painting. This publication is the first part of the unpublished book. Keywords: painting, literature, psychology, grammar, syntax, philosophy. |
Александр Раппапорт Загадка и секрет Палладио (Юбилейные размышления) В статье предлагается интерпретация творчества Андреа Палладио с точки зрения методологии исследования графических средств мышления и деятельности. В таком аспекте чертежи Палладио интересны не столько как образцы графического и скусства, сколько как новый вид схематизации архитектурной графики, принципиально отличный от традиционных перспектив или пропорциональных схем. Новый тип проектной графики упрощал проектное творчество и стимулировал типологические методы архитектурного мышления, чем объясняется беспрецедентное распространение палладианства. Схематизация архитектурной графики открывала путь для нового теоретического представления архитектурного пространства, категории стиля и новой системы архитектурной педагогики, проходящей через академический школы, через новаторские трактаты Дюрана вплоть до современных экспериментов Н.Ладовского или П.Эйзенмана. Ключевые слова: теория архитектуры, методология, графика, архитектурный чертеж, схема, типология, авангард, Палладио. |
Alexander Rappaport Mystery and secret of Palladio Interpretation the creative work of Andrea Palladio from the sight of methodology of study the graphics means of thinking and activity is the subject of this article. In this aspect drawings of Palladio are of interest not only as models of graphics art but as a new type of schematization the architectural graphics, which are basically differ from traditional perspectives or proportional schemes. The reason for unprecedented widespread of Palladianism is that this new type of design graphics made the design creative work simpler and stimulated the typological methods of architectural thinking. This schematic language of architectural graphics opened the way for a new theoretical presentation of the architectural space, cate gory of style as well a new system of architectural pedagogics that is passing through acade mic schools, through innovatory treaties of Durand up to modern experiments of N.Ladovsky or P.Eisenmann. Keywords: theory of architecture, methodology, graphics, architectural drawing, sche me, typology, avant-guard, Palladio. |
Илья Путятин Кваренги и Львов «Паломничество к италийским святыням», или Рождение образа храма русского ампира Настоящее исследование проведено автором в год 500-летия Андреа Палладио и посвящено творчеству двух великих палладианцев русского классицизма — Дж.Кваренги и Н.А.Львова. На основе сопоставления разнообразных исторических источников автором воссоздан культурный и архитектурно-теоретический контекст возведения важных памятников церковной архитектуры екатерининской эпохи, а также показаны источники вдохновения архитекторов следующего периода и пути формирования широкого круга типов церковных зданий — известных и малоизученных памятников русского ампира. Ключевые слова: Россия, классицизм, ампир, Кваренги, Николай Львов, палладианство, церковная архитектура, архитектурная теория, Италия, античность. |
Ilia Poutiatine Quarenghi and L’vov “Pilgrimage to Italian Sacred Places” or Creation the Form of Russian Empire Style Church The author carried out this study in the year of 500-anniversary of Andrea Palladio and it devoted to creative work of two great Russian followers of Palladio: J.Quarenghi and Nicolai L’vov. Basing on different historical sources the author reconstituted both cultural and architectural and theory context of raising significant church architectural monuments of Catherine’s the Great epoch. Moreover, sources of inspiration for the following architectural generation and the ways for formation the wide range of types of Russian church buildings, both well-known and insufficiently known monuments of Russian Empire Style have been indicated in this article. Keywords: Russia, classicism, Empire Style, Quarenghi, Nicolai L’vov, palladianism, church architecture, theory of architecture, Italy, antiquity. |
Мария Нащокина Палладианские виллы в русских усадебных интерпретациях Конец XVIII — первая треть XIX века Автор рассматривает в разных аспектах интерес к палладианству в русской архитектуре конца XVIII — первой трети XIX века на примере усадебного строительства, на протяжении столетий формировавшегося в соответствии с особенностями образа жизни русского человека и воплощавшего его мировоззрение. Особое внимание обращено на соответствие хозяйственного устройства палладианских вилл и русских усадеб, которое чутко уловили работавшие в России архитекторы-итальянцы. Запросы русских помещиков оказались теми же, что и запросы венецианских графов — заказчиков Палладио. Их отличали общие стремления к разумному и репрезентативному обустройству своих поместий и неразрывная связь с аграрным хозяйством. Однако простые, спокойные и величавые формы ампирных усадебных построек воплотили не только эстетический, но и связанный с ним этический идеал русских помещиков, что внесло свою лепту в распространение палладианского типа усадебного дома. Ключевые слова: палладианство, русские усадьбы, архитектура классицизма. |
Maria Nashchokina Palladian villas in interpretations of Russian estates Basing on the example of estate building, that has been forming for centuries in accordance with special features of life of Russians and engrossed their world outlook, the author, in different aspects, studies interest to Palladianism in Russian architecture from the end of XVIII to the beginning of XIX centuries. Special attention the author is paying to the correspondence of household arrangement of Russian estates and Palladian villas which Italian architects who worked in Russia caught sensitively. Requirements of Russian landowners and Venetian counts — customers of Palladio, were equal. Their typical features are aspiration for rational and representative structure of their estates and inextricable link with agriculture. However, simple, calm and majestic forms of the estate buildings in Empire style realized not only aesthetic ideal of Russian landowners but the ethics one too; so it made its contribution to spreading the Palladian type of villas. Keywords: Palladianism, Russian estates, architecture of classicism |
Ирина Бусева-Давыдова Иконопись 1860–1870-х годов Продолжение поисков Статья продолжает серию публикаций автора о русском церковном изобразительном искусстве XIX века. В 1860–1870-е годы продолжалась дискуссия о характере православной церковной живописи. Некоторые положения, сформулированные в ходе его обсуждения, повлияли на концепцию оформления интерьера храма Христа Спасителя. В иконописи широкое распространение получил «византийский стиль» (мастерская В.М.Пешехонова в Петербурге, мастерская Троице-Сергиевой лавры под руководством И.М.Малышева). Первым автором XIX века, высоко оценившим художественные достоинства древнерусской иконописи, стал Н.С.Лесков, увлекшийся иконописью старообрядцев. Ключевые слова: русская церковная живопись, икона, академизм, «византийский стиль», традиция, старообрядцы. |
Irina Buseva-Davydova Icon-painting in 1860–1870 The article is continuation of a number of publication of the author dealing with church painting in Russia in XIX century (see: Buseva-Davydova I. Russian icon paining in the first third of XIX century. Experience of investigation// Iskusstvoznanie’2/06 [XXVIII]; Buseva-Davydova I. Icon paining and monumental church painting in the end of XIX century. History and subject matter// Iskusstvoznanie’3/08 [XXXIII]; Buseva-Davydova I. Russian icon paining in 1830s. To the problem of sacral image //Iskusstvoznanie’1–2/09 [XXXV]). In 1860–1870s the discussion concerning nature of orthodox church painting continued. Some propositions being formulated in the course of this discussion had their influence on the interior design of the Cathedral of Christ the Savior. The “Byzantine style” was widespread in icon painting (studio of V.M.Peshehonov in St.-Peters burg, icon workshop of the Holy Trinity St.Sergius Lavra under leadership of I.M.Malyshev). N.S.Leskov, who took a great interest in icon-painting of Old Believers, was the first author of XIX century who highly rated the artistic features of the Old Russian icon-painting. Keywords: Russian church painting, icon, academism, “Byzantine style”, tradition, Old Believers. |
Евгений Басин Портрет и личность Об эволюции портрета в западноевропейской живописи конца XIX–XX века В статье рассматривается портрет (и автопортрет) в западноевропейской живописи конца XIX–XX века. Его эволюцию характеризует кризис традиционных канонов портретного жанра, обусловленный, по мнению автора, главным образом, фрустрационными чертами социального характера Новейшего времени. Ключевые слова: портрет, автопортрет, архетип, канон, индивидуальность, кризис, эволюция, фрустрационная личность. |
Evgenie Basin Portrait and Personality This article is considering portrait (and a self-portrait) in the West European painting at the close of XIX–XX century. Crisis of traditional canons of the portrait genre, caused, at the judgment of the author, mainly by frustration features of social nature of Contemporary time is characterizing its evolution. Keywords: portrait, self-portrait, archetype, canon, individuality, crisis, evolution, frustration personality. |
Оксана Ващук Концепция новой типографики в трудах Я.Чихольда В статье рассматривается проблема возникновения и развития концепции новой типографики в трудах ее виднейшего теоретика Я.Чихольда. В центре внимания находится его основополагающая книга «Новая типографика» (1928). Ключевые слова: новая типографика, Ян Чихольд, графический дизайн, элементарная типографика, киноплакат. |
Oxana Vashchuk A new typography concept in proceedings of J.Tschichold This article is dealing with the problem of beginnings and development the new typography concept in proceedings of its notable theorist J.Tschichold. His fundamental book “The New Typography” (1928) is in the spotlight of the article. Keywords: new typography, Jan Tschichold, graphic design, elementary typography, cinema poster. |
Елена Хлопина Панно И.И.Машкова для гостиницы «Москва» К проблеме живописного синтеза в поздний период творчества художника Шесть панно И.Машкова, рассматриваемые в данной статье, созданы в 1937–1938 годах для гостиницы «Москва» и занимают важное место в творчестве мастера. В них сконцентрированы наиболее значимые задачи его живописи. Прежде всего — стремление написать большую, монументально-декоративную картину как пленэрную и создать ансамбль, в котором симфонизм основан на сопоставлении разных состояний цветовоздушной среды. Этим они напоминают панно П.Боннара, Э.Вюйара, но в отличие от их плоскостности, декоративности, символичности, композиции Машкова самодостаточные произведения, часть традиции станковой живописи, что больше похоже на произведения П.Веронезе или Дж.Б.Тьеполо. Подтверждение тому — сохранившиеся эскизы, которые проясняют замысел художника. Ключевые слова: И.И.Машков, гостиница «Москва», монументально-декоративные панно, ансамбль, пленэрная живопись, П.Боннар, Э.Вюйар, П.Веронезе, Дж.Б.Тьеполо, колоризм, подготовительные эскизы. |
Elena Khlopina Panels painted by I.I.Mashkov for the hotel “Moscow” In this article the author studies six panels painted by I.I.Mashkov for the hotel “Moscow” in period between 1937 and 1938; these panels are an integral part of the artist’s creation. The most significant tasks of his art are concentrated in these works. First of all, this is the aspiration to paint a large, monumental and decorative painting as if it is painted on a plein-air and to create a symphonic ensemble by comparing different states of colour and air background. By these features Mashkov’s works are resembling panels of Bonnard and Vuillard; but in contrast to their planarity, decorative and symbolic nature, these works are absolutely self-sufficient, they are a part of traditional easel painting, and this more resembling works of Veronese or Tiepolo. And the extant sketches that are explaining ideas of the artists are another confirmation of the above mentioned. Keywords: I.I.Mashkov, hotel “Moscow”, monumental and decorative panels, ensemble, plein-air painting, Bonnard, Vuillard, colourism, preliminary sketches. |
Валентина Крючкова Проблема содержания в абстрактном искусстве (По материалам дискуссий во Франции 1940–1950-х гг.) В статье рассматриваются дискуссии об абстрактном искусстве, развернувшиеся во Франции после Второй мировой войны. Особое внимание уделяется опытам эстетического обоснования абстракционизма, доказательствам его художественной правомерности. Анализ показывает, что наиболее авторитетные представители art informel (и его проявлений в абстрактных формах) были убеждены в том, что в искусстве полный отрыв от реальности невозможен, что миметическое начало непременно присутствует и в так называемом нефигуративном искусстве. Эта точка зрения развивается далее с привлечением данных психологии, эволюционной эпистемологии, современной естественнонаучной концепции морфогенеза. Произведение абстрактного искусства вызывает множество ассоциаций с реальным миром, т.е. обладает расширенной миметической емкостью. Это хорошо понимали и использовали в своей практике наиболее талантливые мастера абстракционизма. Отсюда следует вывод, что отвлеченные формы в искусстве XX века означали не разрыв с традицией, но ее продолжение. Ключевые слова: абстрактное искусство, мимесис, художественное содержание, научная картина мира. |
Valentina Kryuchkova The problem of pictorial content in Abstract art The article is devoted to discussions about abstract art that took place in France after the Second World War. Special attention the author is paying to attempts of aesthetic substantiations of Abstract art, to arguments concerning its art validity. The thorough analysis shows that the leading persons of art informel (including abstraction lyrique) were sure of the fact that in art an absolute isolation from reality is impossible; that mimetic principles in so called unfigured art are presenting without fail. The author is developing this point of view using data of modern psychology, evolutional epistemology, scientific conceptions of morphogenesis. Keywords: abstract art, mimesis, pictorial content, scientific picture of the world. |
Ксения Вытулева Опыты «имматериальной архитектуры» в творчестве Ива Кляйна Статья посвящена малоизвестному явлению проектной футурологии — так называемой «имматериальной архитектуре» Ива Кляйна. Автор рассматривает эксперименты художника со структурами тонкой материи (воздушной, огненной и другими) в контексте его живописного творчества и интеллектуальных и сканий, влияние на Кляйна традиции восточной каллиграфии и философии боевых и скусств (в частности дзюдо), литературных трудов Г.Башляра, научно-технических достижений, в том числе в освоении космоса. Подробно представлены проекты «Воздушное кафе», «Технологический рай», «Монохромы и огонь», отмечена тенденция обращения к архитектурным идеям художника в последнее время. Ключевые слова: имматериальность, «воздушная архитектура», Ив Кляйн, «видимое-невидимое», пустота, послевоенная утопическая архитектура. |
Xenia Vytuleva “Immaterial architecture” of Yves Klein The article is devoted to little-known phenomenon of designing futurology, so called “immaterial architecture” of Yves Klein. The author is describing experiments of the artist with structures of sabtle matter (air, fire, etc.) in the contest of his pictorial works and intellectual searching, impact on Klein traditions of east calligraphy and philosophy of martial arts (Judo in particular), Bachelard’s literature heritage and scientific innovations including space exploration. The author in details presented such projects as “Air café in Gelensenkirche”, “Technological Eden” and “Monochromes and fire”, the recent tendency to turn to ideas of the artist has been also mentioned. Keywords: Immateriality, “Air architecture”, Yves Klein, “visible-invisible”, void, post-war utopian architecture. |
Игорь Духан Кубизм и длительность Философия времени Анри Бергсона в зеркале авангарда Кубизм на одном из этапов своей эволюции стал художественным языком бергсонизма. Однако, будучи выразительным и оригинальным, он не превратился в иллюстрацию или параллель к философии Бергсона. Бергсон, Пикассо и Брак двигались в едином поле энтелехии культуры, и в бергсонизме кубизм нашел опору своим творческим интуициям. Искусство кубистов около 1910-х годов стало опытом живописи как «жизни в длительности». В статье рассматриваются критические сочинения Танкреда де Визана, Жозефа Бийе, Альбера Глёза и Жана Метценже, произведения Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Марселя Дюшана и др. Ключевые слова: кубизм, футуризм, философия Анри Бергсона, длительность, интуиция, сериальность. |
Igor Dukhan Cubism and durée Henri Bergson philosophy of time in the mirroir of avant-garde At one of the stages of its evolution cubism became the artistic language of Bergson nism. As an expressive and original artistic language, it didn’t turn into the illustration or parallel to Henri Bergson philosophy. Bergson, Picasso, Braque evolved in the integral mileau of culture, and in Bergsonnism Cubism found support for its creative intuitions. The art of Cubists around 1910th became an experience of “life in durée”. The article examines critical works of Tancrède de Visan, Joseph Billiet, Albert Gleizes and Jean Metzinger, as well as the artistic works by Pablo Picasso, Georges Braque, Marcel Duchamp, etc. Keywords: Cubism, Futurism, Henri Bergson philosophy, durée, intuition, seriality. |
Ирина Азизян Скульптурные картины и другие произведения А.Архипенко военных лет |
Irina Azizyan Sculptural pictures and other works of A.Archipenko made during the war This article is the chapter of the last manuscript of Irina Azizyan devoted to the creative work of A.Archipenko. The author submits for consideration the works of art made in a new manner — “sculptural painting”, where a new avant-garde devices of form-building by combining volume and void, polychromatic relief and imitation of relief in the painting, unexpected construction structure, etc. have been applied. The detailed analysis the works is accompanying by his own opinions and theoretical thoughts — fragments from the book “Fifty creative years. 1908–1958”. Keywords: A.Archipenko, construction, volume, “sculptural painting”, relief, color, sculptural picture. |
Екатерина Лазарева «Механическое искусство» и «аэроживопись» К истории главных эстетических программ итальянского футуризма 1920–1930-х годов Публикация представляет собой развернутый комментарий, сопровождающий первый русскоязычный перевод двух программных текстов послевоенного итальянского футуризма — манифестов «Механическое искусство» (1922) и «Аэроживопись» (1931). Статья-комментарий посвящена истории их написания, связи с программами довоенного футуризма, преломлению изложенных в них идей в художественной практике, месту в контексте европейского модернизма, а также творческим биографиям авторов. Культ Машины и идея Полета, определившие эстетику и поэтику «второго» итальянского футуризма, рассмотрены как своеобразные «архетипы» культуры ХХ века, а комплекс обусловленных ими идей и образов составляет главный вклад до сих пор малоизученного «второго» итальянского футуризма в европейское искусство 1920–1930-х годов. Ключевые слова: манифест, итальянский футуризм, механическое искусство, аэроживопись. |
Ekaterina Lazareva Mechanical Art and Aeropainting This publication is developed commentary accompanying the first Russian translation of two basic texts of post-war Italian futurism — manifests Mechanical art (1922) and Aeropainting (1931). The article-commentary is devoted to the history of their appearance, their relationships with prewar futurism theory, interpretation the stated ideas in art practice, their place in the context of European modernism, and the creative biographies of the manifests’ authors. The Machine cult of the Flight idea that have defined aesthetics and poetics of the “second” Italian futurism are considered as peculiar “archetypes” of culture of XX century. The complex of their ideas and images makes the major contribution to the “second” Italian futurism to the European art of 1920–1930’s, that is still little-studied Keywords: manifest, Italian futurism, Mechanical Art, Aeropainting. |
Рауза Султанова КЭМСТ и татарский театр В статье рассматривается влияние эстетических принципов Конструктивно-экспериментальной мастерской современного театра (КЭМСТ) на сценографию татарского театра, роль и значение творчества художника К.К.Чеботарева в формировании нового театрального языка и сценической формы. Ключевые слова: татарский театр, сценография, конструктивизм, агитплакат, кубизм, эксперимент, агитационно-массовое искусство. |
Rauza Sultanova KEMST and the Tatar theatre In this article the author is examining influence of aesthetic principles of Constructive and experimental workshop of modern theatre (KEMST) on the scenography of the Tatar theatre; role and significance of work of the artist, K.K.Chebotarev, in formation a new theatre language and a stage form. Keywords: the Tatar theatre, scenography, constructivism, propaganda poster, cubism, experiment, agitation and popular art. |
Юлий Питеря Пейзаж голландских «итальянистов» XVII века в оценке современников и критики «Итальянизм» представлял собой крупнейшее направление в голландской живописи XVII века. Художники этого течения, с присущей северным мастерам наблюдательностью, создали необычайно правдивые картины итальянской природы. Предметом настоящего исследования является история восприятия обширного наследия «итальянистов» — от их современников до историков искусства XX века: живописцы и коллекционеры XVIII столетия считали их произведения безусловными образцами для подражания; пейзажисты эпохи романтизма, напротив, воспринимали их как «искусственные» и далекие от природы. Ключевые слова: голландский пейзаж, голландские «итальянисты», классический пейзаж, бамбоччанти. |
Julij Pyteria Appraisal by contemporaries and critics of art landscapes of Dutch Italianate Painters of XVII century Italianate landscape painting is the most large-scale area in the Dutch painting of XVII century. Artists of this current with observation inherent in northern masters created very truthful pictures of Italian nature. Kеywords: Dutch landscape, Dutch italianate painters, classical landscape, bamboccianti. |
Евгений Яйленко Русский Рим Из истории художественных связей России и Италии в первой половине XIX века Статья по священа основным аспектам мира жизненных и творческих впечатлений русского художника в Риме в первой половине XIX века. Основываясь на круге письменных источников, некоторые из которых прежде не были известны специалистам, и неопубликованных архивных материалах, автор показывает, как складывались взаимоотношения в художественной среде, как выстраивались контакты с заказчиками и начальством, прослеживая определенную динамику изменений с 1820-х годов до середины XIX столетия. Его внимание сосредоточено на проблеме несовпадения стереотипа восприятия Италии как «страны и скусств» и реальных впечатлений от соприкосновения с нею. Ключевые слова: Рим, Александр Иванов, романтизм, заказчики, художественные выставки. |
Evgeny Iailenko Russian Rome From history of intercultural relationships between Russia and Italia in the first half of XIX century 1. The world of Russian artist in Rome in the first half of XIX century This article is devoting to the problem of the artistic life in Rome in the first half of the XIX century, first of all investigating the basic aspects of the everyday life, artistic as well as social, of Russian academician pensioners. Studying still non-attained in some cases sources and unpublished documents from Russian archives, the author shows the way of forming relationships in the artistic environment, the way of developing contacts with clients and authorities, pointing out the significant evolution in these spheres from 1820-s to the middle of the century. Also the article concerns the problem of coexistence of the romantically inspirited ideal of Italy as the «homeland of art» and the real life. Keywords: Rome, Alexandr Ivanov, romanticism, clients, art exhibition. |
|
|
Азизян Ирина Атыковна (1935–2009) |
Azizyan Irina (1935–2009) |
Басин Евгений Яковлевич доктор философских наук, профессор Московского государственного академического художественного института им. В.И.Сурикова. E-mail: basin-e@yandex.ru |
Basin Evgeny Doctor of Philosophy, Professor of the Moscow State Academic Art Institute named after V.I.Surikov. E-mail: basin-e@yandex.ru |
Бусева-Давыдова Ирина Леонидовна доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств (РАХ). E-mail: irina-buseva@yandex.ru |
Buseva-Davydova Irina Doctor of Art History, Leading Research Scientist of Research Institute of Theory and History of Fine Arts of Russian Academy of Arts (RAA). E-mail: irina-buseva@ yandex.ru |
Ващук Оксана Андреевна кандидат искусствоведения, доцент Института искусств факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета. E-mail: Oxana_vaschuk@rambler.ru |
Vashchuk Oxana Ph.D. in the History of Arts, Associate Professor of Institute of Arts of Philology and Arts Faculty of St. Petersburg State University. E-mail: Oxana_vaschuk@rambler.ru |
Вдовин Геннадий Викторович кандидат искусствоведения, директор музея-усадьбы Останкино. E-mail: g_vdovin@mail.ru |
Vdovin Gennady Ph.D. in the History of Arts, Director of Memorial estate Ostankino. E-mail: g_vdovin@mail.ru |
Вытулева Ксения Олеговна историк архитектуры и куратор, аспирант отделения истории и теории искусств МГУ им. М.В.Ломоносова. В настоящее время работает приглашенным специалистом в Колумбийском университете Нью-Йорка. E-mail: xeniagor@hotmail.com |
Vytuleva Xenia Historian of Architecture and Supervising Professor, Graduate student of Moscow State University named after M.V. Lomonosov (Department of History and Theory of Art). At the present time is holding the position of independent specialist in the Columbia University, New York. E-mail: xeniagor@hotmail.com |
Духан Игорь Николаевич кандидат архитектуры, заведующий кафедрой искусств и Центром визуальных искусств Белорусского государственного университета. Член European Society of Culture, Международного и Белорусского союзов дизайнеров, Академии архитектуры. Е-mail: i_dukhan@yahoo.com |
Dukhan Igor Ph.D. in Architecture, Director of Arts Department and Centre of Visual Arts of Belarusian State University. Member of European Society of Culture, International and Belarus Union of Designers, Academy of Architecture. Е-mail: i_dukhan@yahoo.com |
Корндорф Анна Сергеевна кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела русского изобразительного искусства и архитектуры XVIII–ХХ веков Государ ст- венного института искусствознания, специалист по сценографии и театральной архитектуре XVIII века. E-mail: Korhdorf@mail.ru |
Korndorf Anna Ph.D. in the History of Arts, Senior Researcher of the Department of Russian Art and Architecture of the 18th to 20th Centuries of the State Institute of Art History, expert in scenography and theater architecture of the 18th century. E-mail: Korndorf@mail.ru |
Крючкова Валентина Александровна кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела зарубежного искусства НИИ Российской академии художеств (РАХ) E-mail: modern arts@yandex.ru |
Kryuchkova Valentina Ph.D. in the History of Arts, Leading Research Scientist of the Department of Exterior Art of Research Institute of Theory and History of Fine Arts of Russian Academy of Arts (RAA). E-mail: modern.arts@yandex.ru |
Лазарева Екатерина Андреевна аспирант Государственного института искусствознания (отдел ИЗО и архитектуры), член Ассоциации искусствоведов АИС–AICA E-mail: katya.lazareva@gmail.com |
Lazareva Ekaterina Graduate student of the State Institute of Art History (Department of Art and Architecture) Member of Association of Art Historians AIC-AICA. E-mail: katya.lazareva@gmail.com |
Нащокина Мария Владимировна доктор искусствоведения, главный научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИТИАГ РААСН). E-mail: n_maria53@mail.ru |
Nashchokina Maria Doctor of Art History, Chief Researcher of Research Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning of Russian Academy of Architecture and Construc tion Sciences (NIITAG RAASN). E-mail: n_maria53@mail.ru |
Питеря Юлий Владимирович научный сотрудник ГМИИ им. А.С.Пушкина, аспирант НИИ теории и истории изобразительного искусства Российской академии художеств (РАХ). E-mail: j_ piteria@yahoo.com |
Piteria Julij scientist of Pushkin State Museum of Fine Arts, graduate student of Research Institute of Theory and History of Fine Arts of Russian Academy of Arts (RAA). E-mail: j_piteria @yahoo.com |
Путятин Илья Евгеньевич кандидат архитектуры, доцент кафедры истории архитектуры Московского архитектурного института (Государственной академии), старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств (РАХ). E-mail: marhi@marhi.ru |
Poutiatine Ilia Ph.D. in Architecture, Associate Professor of the Department of History of Architecture of Moscow Architectural Institute (State Academy); Senior Research Scientist of Research Institute of Theory and History of Arts of Russian Academy of Arts (RAA). E-mail: marhi@marhi.ru |
Раппапорт Александр Гербертович доктор искусствоведения, кандидат архитектуры, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИТАГ РААСН). E-mail: papardes@gmail.com |
Rappaport Alexander Doctor of Art History, Рh. D. in Architecture, Leading Research Scien tist of Research Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning of Russian Academy of Architecture and Construction Sciences (NIITAG RAASN). E-mail: papardes@gmail.com |
Султанова Рауза Рифкатовна кандидат искусствоведения, заведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН Республики Татарстан. E-mail: rauzasultan.art@mail.ru |
Sultanova Rauza Ph.D. in the History of Arts, Director of Fine Arts and Applied and Decorative Arts Department of Institute of Language, Literature and Art named after G.Ibragimov of Academy of Sciences of Republic of Tatarstan. E-mail: rauzasultan.art@mail.ru. |
Тананаева Лариса Ивановна доктор искусствоведения, главный научный сотрудник отдела искусства Центральной Европы Государственного института искусствознания. E-mail: tananaeva.l@mail.ru |
Tananaeva Larisa Doctor of Fine Arts, Senior Research Scientist of Department of Central European Art of State Institute of Art History E-mail: tananaeva.l@mail.ru |
Хлопина Елена Юрьевна кандидат искусствоведения, доцент кафедры всеобщей исто- рии искусств Российского государственного гуманитарного университета. Е-mail: okhlopina@mtu-net.ru |
Khlopina Elena Ph.D. in the History of Arts, Associate Professor of the Department of General History of Art of Russian State University for the Humanities. Е-mail: okhlopina@mtu-net.ru |
Щенникова Людмила Александровна кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» E-mail: sterligova@kremlin.museum.ru |
Shchennikova Liudmila Ph.D. in the History of Arts, Leading Research Scientist of the State Historical-Cultural Memorial Estate “Moscow Kremlin” State Historical-Cultural Museum- Preserve», Federal State Establishment. E-mail: sterligova@kremlin.museum.ru |
Яйленко Евгений Валерьевич кандидат искусствоведения, доцент кафедры семиотики и общей теории искусства факультета искусств МГУ им. М.В. Ломоносова. E-mail: eiailenko@rambler.ru |
Iailenko Evgeny Ph.D. in the History of Arts, Associate Professor at the Department of Semiotics and General Theory of Art of Faculty of Art of Moscow State University named after M.V.Lomonosov. E-mail: eiailenko@rambler.ru |