2013 №4

Завершающий год номер, как и предыдущий, посвящен диалогу различных культур, который проявляется в области и визуальных искусств, и словесности (раздел «Эпоха. Художник. Образ»). Такой методологический подход к исследованию развития искусства, обусловленный пафосом утверждения контекстуальности мирового художественного процесса, продолжает лучшие традиции журнала «Искусствознание». Он стал преемником альманаха «Советское искусствознание», вышедшего в 1974 году в издательстве «Советский художник» (в 1991-м сборник был переименован в «Вопросы искусствознания»). С самого начала издание оказалось наиболее представительной дискуссионной площадкой, на которой нашими крупными учеными ставились и решались важнейшие вопросы теории и истории искусства. Когда журнал стал с 1993 года издаваться Государственным институтом искусствознания, высокий научный градус его контента сохранился. Поэтому мы стараемся помнить тех, кто определял уровень отечественной науки. И в данном номере завершается публикация воспоминаний классика отечественного искусствознания Е.И. Ротенберга (рубрика «Воспоминания»). А в отчетах о вечере в Третьяковской галерее и о круглом столе в ГИИ (рубрика «Miscellaneous») журнал вспоминает другого корифея российской искусствоведческой школы – Д.В. Сарабьянова.

От редакции
Содержание
Авторы номера

Эпоха. Художник. Образ

Светлана Заиграйкина. Мозаики баптистерия Сан-Джованни ин Фонте в Неаполе (V век). Стиль и атрибуция

Михаил Венщиков. Цикл «Чудес и Деяний» в росписи храма Святой Екатерины в Салониках

Ирина Корчагина. К вопросу о феномене венецианского палаццо

Лия Чечик. Репрезентация Иерусалима в венецианской живописи Раннего Возрождения

Павел Алёшин. «Пейзаж со сценами из жизни святых» Доссо Досси из ГМИИ им. А.С. Пушкина. Опыт интерпретации

Наталья Вавилина. Священные представления и Ферраро-Флорентийский собор

Татьяна Шовская. Мастер празднеств Джузеппе Арчимбольдо

Алла Аронова. Отражение идей Анре Ленотра в садово-парковом искусстве России первой трети XVIII века

Александр Иньшаков. Ларионов, Романович и Делакруа

Нина Геташвили. Античный миф как визуализация «личной» мифологии в искусстве ХХ века. Де Кирико и Дали

Алексей Дружинин. Развитие диорамного искусства на Западе и в России в первой трети XIX – начале XX века

Михаил Тренихин. Импрессионизм, Сезанн, традиции французского искусства XIX века в теоретической интерпретации Арона Ржезникова

Воспоминания

Лидия Чаковская. Беседы с Е.И. Ротенбергом (окончание)

Рецензии

Энгелина Смирнова. О. Попова, А. Захарова, И. Орецкая. Византийская миниатюра второй половины X – начала XII века. Москва: ГАММА-ПРЕСС, 2012. Издательский проект Банковской группы ЗЕНИТ

Наталья Штольдер. Символизм как художественное направление: Взгляд из ХХI века. Сборник статей / Ответственные редакторы: доктор философских наук Н.А. Хренов, доктор искусствоведения И.Е. Светлов. М.: Государственный институт искусствознания, 2013

Miscellaneous

Ирина Перфильева. Круглый стол «Актуальные проблемы современного ювелирного искусства России. Школа. Производство. Художник. Музей». 30.05.2013. Российская академия художеств, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств. Москва

Лия Чечик. Вечер памяти Д.В. Сарабьянова. К 90-летию со дня рождения. 10.10.2013. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Анна Корндорф. Круглый стол «Русское искусство среди европейских школ». Памяти Д.В. Сарабьянова. 11.10.2013. Государственный институт искусствознания МК РФ. Москва

Евгения Шидловская. Научно-практическая конференция и круглый стол в рамках проекта «Россия – Голландия. Взаимодействие в сфере охраны, изучения и актуализации культурного наследия». 25.10.2013. Государственный институт искусствознания МК РФ. Москва