2015 №1

Все четыре номера 2015 года объединены темой «История искусств: аспекты изучения», что определено одним из наиболее крупных проектов Истории русского искусства – над реализацией которого сотрудники Государственного института искусствознания МК РФ трудятся на протяжении последних полутора десятилетий. Это издание было задумано крупнейшим ученым-медиевистом А.И. Комечем, возглавлявшим ГИИ с 1994 года и до своей кончины в 2007 году. Номер открывает интервью директора Института Н.В. Сиповской, посвященным зарождению и развитию замысла «Истории русского искусства», его основным методологическим принципам и тому вкладу, который внес в этот замысел Комеч. Статьи, представленные на суд читателя в рубриках «Искусство восточнохристианского мира», «Архитектура и монументальное искусство», не связаны непосредственно с конкретной работой над вышеназванным трудом, однако их исследовательские принципы определяются той методологией (в первую очередь – комплексным подходом к изучению искусства), которая лежит в основе подготовки этого труда.

От редакции
Содержание
Авторы номера

История искусства: аспекты изучения

Наталия Сиповская. О проекте «История русского искусства». Семантика и эстетика научной мысли

Искусство Восточнохристианского мира

Ольга Овчарова. Стиль Нерези (Македония, 1164) в оценках зарубежных и русских ученых конца XIX – начала XXI века

Татьяна Самойлова. Лаборатория библеистики. Ветхозаветные сюжеты в росписи Архангельского собора

Архитектура и монументальное искусство

Екатерина Золотова. Французская архитектура XVI века. Сложение национальной школы. Часть II

Евгения Кириченко. Собор во имя Феодоровской иконы Божией Матери в Петербурге

Андрей Никольский. Неоклассические тенденции в монументально-декоративной живописи интерьеров Музея изящных искусств в Москве. Неизвестные эскизы Р.И. Клейна и И.И. Нивинского

Виктор Гришин. Монументализм Х.К. Ороско: противостояние и союз с архитектурой

Искусство авангарда. Лексика и символика

Алексей Курбановский. «…грохочущее столкновение миров». Материальное и «духовно-пророческое» в русской живописи начала ХХ века

Екатерина Бобринская. «Красота и необходимость насилия». Мифопоэтика раннего футуризма

Юрий Гирин. О десемантизации авангардного текста