2011 №№ 1–2
Петр Куценков
Первобытная пиктография и древнейшие системы письма
Считается, что «настоящему» письму предшествовал более или менее продолжительный этап пиктографического письма. Однако анализ первобытной пиктографии, древнейших памятников письменности и нарушений письменной речи у современных детей говорит о том, что пиктография никогда не использовалась в качестве письма. Вместе с тем она является необходимым условием создания письменности, будучи основой характерной черты мышления человека древности — осмысления фонетики и языка в целом исключительно в зрительных образах.
Ключевые слова: пиктография, иероглифы, письмо (письменность), Древний Египет, шумеры, протоклинопись, гадательные кости, фонетические знаки, дисграфия.
Николай Хренов
История искусства как научная дисциплина
Некоторые суждения об ее актуальном состоянии и методологических перспективах
В статье сделана попытка осмыслить ситуацию, сложившуюся в современном искусствознании и, еще точнее — в истории искусства как субдисциплине искусствознания. Констатируя застой в искусствоведческих науках, автор ставит вопрос о той методологической перспективе выхода из него, которая связана сегодня с бурным развитием в России науки о культуре.
Показывая, как развертывалось в отечественной гуманитарной науке движение от идеи культуры к собственно культурологии как науке, автор приходит к выводу, что она уже оказывает влияние на искусствознание, а в будущем оно будет еще более сильным. Одновременно он ставит вопрос и о влиянии искусствознания на науку о культуре, которая до сих пор демонстрировала позитивистскую традицию в науке. Родившись в недрах филологии и искусствознания, культурология, однако, способна следовать гуманитарной традиции.
Ключевые слова: методология изучения истории искусства, историческая психология, ментальность, модерн, постмодерн, идея культуры, гуманитарное знание, позитивизм, кризис искусства, история истории искусства, альтернативная культура, циклический принцип в истории искусства.
Алексей Курбановский
Ориентализм: народность как «экзотика»
После усвоения русской образованной элитой европейских «модусов мышления» в отечественной культуре можно выделить определенное интеллектуальное течение, рассматривающее собственный народ и его культуру как экзотический материал. Основываясь на некоторых методологических принципах, разработанных Э.Саидом в известной книге «Ориентализм», в статье делается попытка проследить развитие трактовки «народной темы» в русской живописи XIX столетия. В качестве интеллектуального фона рассматриваются аспекты славянофильской историософии, теория «официальной народности», развитие национальной этнографии и антропологии во второй половине XIX века. Предложены интерпретации ряда памятников отечественной живописи, более тесно увязывающие их с культурным фоном эпохи, а понятие «ориентализм в живописи» трактуется как специфический «визуальный режим».
Ключевые слова: ориентализм, экзотика, народность, этнография, антропология, визуальность.
Шариф Шукуров
История искусства ради теории искусства
Визуальная антропология Ирана
Основанием для критической статьи явилась книга М.Барри «Фигуративное искусство средневекового Ислама и загадка Бехзада» (2004). Искусство и архитектура Ирана рассматриваются c позиций новых перспектив в области поэтики творчества. Регулярная практика иллюстрации «Шах-наме» была связана с письменным текстом, эпическими историями и персонажами, включая те, что отмечаются в предваряющем текст М.Барри у Фирдоуси, в рассказах и устной традиции, а также изобразительном искус стве доисламского Ирана.
Рассказы, тексты и визуализация объектов в памятниках средневекового Ирана (особенно на керамических и металлических предметах) расцениваются как рыцарский стиль. Особое внимание уделено их новым решениям в творче стве Камал ал-Дин Бехзада.
Ключевые слова: искус ство Ирана, архитектура Ирана, эпический стиль, поэтика
искус ства, миниатюра Бехзада.
Илья Доронченков
Новое западное искусство в России конца 1890-х — начала 1930-х годов
Основные проблемы восприятия и функционирования
Статья реконструирует механизмы и центральные события процесса восприятия и осмысления нового западного искусства в России на протяжении сорока лет (кон. 1890-х — нач. 1930-х гг., когда отечественное искусство в постоянном диалоге с ним пришло к своим наиболее важным достижениям: от «Русских сезонов» до супрематизма.
Ключевые слова: восприятие нового западного искусства в России, импрессионизм,
постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм.
Юрий Гирин
Составляет ли авангард стиль?
Автор рассматривает художественно-идеологический комплекс авангарда 1900–1930-х годов как системно-стилевую целостность. Он утверждает, что в авангардистской системе происходило не «разбегание», а «набегание» разнопорядковых стилевых инстанций, ведущее в результате к чрезвычайной уплотненности общестилевой конфигурации. Художественный полиморфизм нисколько не отменяет феноменологической общности, определяемой составом картины мира. Интерпретация авангарда через категорию стиля культуры представляется не только адекватной современному уровню гуманитарной методологии, но и инструментально продуктивной. На нынешнем этапе есть все основания видеть в авангарде своего рода культурную «матрицу» всего столетия. Может быть, со временем авангард будет рассматриваться как «завязь» стиля новеченто, характеризующего искусство всего ХХ века в его эволюционной целостности.
Ключевые слова: искусство, авангард, стиль культуры, методология, ХХ век.
Виктор Бычков
Надежда Маньковская
Эстетика постмодернизма как феномен техногенной цивилизации*
В статье обсуждаются художественно-эстетические ракурсы постмодернизма как порождения техногенной цивилизации, в которой научно-технический прогресс становится нормой, стимулом и целью духовной и социальной жизни человека и общества. Сопоставляются его западная и отечественная модели, выявляются основные черты постмодернистской художественной стилистики.
Ключевые слова: эстетика, искусство, культура, техногенная цивилизация, постмодернизм, игра, симулякр, интертекст, арт-практики.
Алексей Мусатов
Функциональная первооснова дворцов Минойского Крита, или Еще раз про «игры с быком»
Вопрос о религиозной составляющей в функциональной первооснове дворцов Крита относится к числу самых сложных и привлекает особое внимание специалистов. В исследовании рассматривается идея Дж.Грехема о том, что «игры с быком» являлись главным религиозным ритуалом, проводившимся в дворцовых комплексах Крита (эта идея была отвергнута в силу того, что во дворе дворца в Малии был обнаружен алтарь, препятствовавший проведению «игр»). Опираясь на собственные натурные исследования дворцов Крита, автором было установлено, что алтарь в Малии относится к периоду Новых дворцов, тогда как принципиальная планировочная система дворцов сложилась в более ранний период. Выявлен ряд объемных и планировочных элементов, которые, в принципе, могли иметь отношение к ритуальным «играм». В результате напрашивается вывод: теоретически «игры с быком» могли проводиться в период Старых дворцов, что хорошо согласуется как с дошедшей до нашего времени греческой мифологией, так и с современными данными о геополитическом положении Минойского Крита в то время.
Анализ других градостроительных памятников Крита показал, что Кносс и Фест также могли служить местом проведения «игр с быком», хотя условия для их организации в них менее удобны, чем в Малии. Гурния не могла служить местом подобного ритуала — как по размерам центрального двора, так и особенностям рельефа и планировочному характеру города. В отношении Закроса такого рода вопрос остается открытым. В период Новых дворцов игры не проводились — по-видимому, их заменил какой-то другой ритуал.
Ключевые слова: Минойский Крит, дворцы, планировка, зонирование, функции, религиозные ритуалы
Андрей Ухналёв
Метаморфозы «петровского барокко»
Судьба «больших» стилей в архитектуре первоначального Петербурга
На примере ряда построек и проектов зодчих-иностранцев, работавших в Санкт-Петербурге в петровское время, показана специфика стилистики петербургской архитектуры как целостного художественного феномена. Прагматизм Петра и невыраженность эстетических предпочтений заказчиков дали равную свободу для различных национальных вариаций «больших» европейских стилей. Вместе с тем яркие и характерные проявления стиля нивелировались петербургской ситуацией, «лицо» архитектуры оказалось усредненным. Проблемы стиля как определяющей для архитектуры характеристики тогда не существовало ни для зодчих, ни для общества. Заменой этой категории являлась «манера». Манера — понятие, основанное не на внутренних формообразовательных стимулах, а на внешних аллюзиях с признанными образцами. В архитектурном творчестве главными началами были следование манере, затем — моде и, наконец, — внутреннему творческому импульсу, обусловленному личным характером художника.
Ключевые слова: барокко, классицизм, Ж.-Б.Леблон, манера, Н.Микетти, мода, образец, стиль, формообразование, А.Шлютер.
Анастасия Лосева
От уникального к усредненному
Императорский Коттедж и его архитектурное окружение*
Статья посвящена интересному явлению — перенесению феномена одной национальной культуры на почву другой и его трансформации в новых условиях. В данном случае речь идет об обращении русского императора Николая I к типу английского «живописного коттеджа» для своей летней резиденции в Петергофе. Императорский Коттедж, в свою очередь, породил массу подражаний, однако создавшаяся архитектурная среда принципиально не походила на свой английский первообраз. Работа посвящена дефиниции различий в образном строе ансамблей, между которыми декларирована преемственность: английский «живописный коттедж», дворец Коттедж в Петергофе и подражания ему в придворной архитектуре николаевского времени. Автор касается и механизма адаптации уникального в усредненное, вы работки особого языка придворной архитектуры, в котором нивелируется своеобразие авторского почерка и компилируются элементы разных стилей.
Ключевые слова: архитектура эпохи Николая I, придворное строительство, дачи в
окрестностях Петергофа, дворец Коттедж в Александрии, А.Менелас, А.И.Штакеншнейдер, дворец в крымской Ореанде, английский «живописный коттедж», частное пространство, типовое строительство.
Илья Путятин
Казанский собор Воронихина: диалог с раннехристианскими и римскими древностями*
Настоящее исследование посвящено особенностям архитектурного образа Казанского собора в Петербурге. На основании сопоставления композиции здания и его отдельных элементов с важными древнеримскими памятниками и раннехристианскими святынями и привлечения широкого круга архитектурных (описательных и теоретических) текстов эпохи классицизма выясняются источники многих характерных творческих решений А.Н.Воронихина. В результате Казанский собор не только вводится в контекст европейской архитектурной теории и практики, но и выявляются символические и идеологические смыслы, заложенные его заказчиками (императорами Павлом I и Александром I) и изобретательно воплощенные архитектором в «говорящих» теоретических и конкретно-исторических формах.
Ключевые слова: Россия, классицизм, ампир, Воронихин, Казанский собор, Санкт-
Петербург, Древний Рим, церковная архитектура, архитектурная теория, Италия, античность, Святая Земля, раннехристианский.
Анна Вяземцева
Рим. Апология историческогокак свойство современности
Реконструкция итальянской столицы в первой трети ХХ века
Присвоение Риму столичного статуса в 1870 году кардинальным образом отразилось на его градостроительной структуре. Историческая застройка подвергалась серьезной расчистке, наносившей значительный урон культурному наследию. В 1920-е годы именно в процессе работы над перепланировкой исторического центра в связи с изменяющейся реальностью вырабатывались основные механизмы средового подхода. Определяющую роль в их создании сыграли рационалисты — протагонисты современного движения в Италии. В статье анализируются основные градостроительные стратегии с 1870 года до конца 1930-х, производится переоценка идей в контексте нового взгляда на отношения между академической линией развития Рима и модернизмом.
Ключевые слова: Рим, градостроительство, перепланировка, средовой подход, археология, модернизм, итальянский рационализм, Марчелло Пьячентини, Густаво Джованнони, Луиджи Пиччинато.
Петр Капустин
Альтернативы Ладовского
Авангард 1920-х годов сегодня вновь привлекает исследователей. Видимо, появляются основания для формирования нового подхода, нового понимания событий и персонажей той неоднозначной эпохи. Творчество архитектора Н.А.Ладовского (1881–1941) относится к числу наиболее загадочных страниц истории авангарда. Лидер движения рационалистов, энтузиаст объективного знания о процессах восприятия, основатель архитектурной пропедевтики — таким Ладовский вошел в историю советской архитектуры. Но насколько соответствовал действительности этот образ, сформированный идейным и мировоззренческим контекстом эпохи и последующей некритической апологией? Переосмысление сложной личности Ладовского помогает ярче увидеть сегодняшние состояние и проблемы архитектурного мышления, творчества, образования.
Ключевые слова: Н.А.Ладовский, советский авангард, рационализм, архитектура, проектное мышление, архитектурная пропедевтика.
Татьяна Малинина
Скрытые «палладионизмы» в творчестве Ле Корбюзье
По следам критической мысли второй половины ХХ века
Анализ текстов статьи Колина Роу «Математика идеальной виллы» и книги Колина Роу и Роберта Слуцки «Прозрачность» дает представление о направлениях и методах работы молодых экспериментаторов и теоретиков архитектуры — создателей новой теоретической концепции исследования форм и структур, изучения закономерностей формообразования.
Примечательно то, что новая архитектурная теория исходит из глубинных связей современного языка архитектуры с ее сущностными свойствами, открытыми и укорененными в процессе многовекового творческого опыта. Сопоставительный метод, примененный К.Роу и его соавторами в исследовании произведений Ле Корбюзье, дает возможность увидеть знакомые структуры новыми глазами: в связях, независимых от «исторического» и «современного».
Это позволяет характеризовать членов представленной группы как предшественников нового типа мышления, того «ментального поворота», который способствовал рождению поэтики новейшей архитектуры.
Ключевые слова: IX конгресс CIAM (Congres international de l'architecture moderne), выступление «Группы 10», поиски альтернатив «современной архитектуре», Техасский университет в Остине, методы и результаты исследований Колина Роу, Роберта Слуцки, Бернарда Хёсли, новый взгляд на творческое наследие Ле Корбюзье и его роль в историческом архитектурном процессе.
Шариф Шукуров
Луис Кан
Метафизика сходства*
В статье рассматривается акватическая тема в архитектуре Луиса Кана. Эта тема является одной из центральных в храмовой теологии. В этой связи автор обращает особое внимание на одну из центральных построек Кана — здание Ассамблеи в Дакке (Бангладеш). Метафизика сходства является сквозной для творчества Кана. Одновременно ведется речь об архитектуре Ле Корбюзье и Тадао Анда.
Ключевые слова: архитектура Л.Кана, акватическая природа Храма, архитектура Корбюзье, пространство, остров.
Наталия Душкина
Кирилл Афанасьев: «Художник должен быть свободен»
Статья представляет первое краткое обобщение и анализ жизненного пути и разносторонней деятельности К.Н.Афанасьева (1909–2002) — крупного зодчего, философа и теоретика архитектуры. Проектам Афанасьева были присущи конструктивная осмысленность, композиционная интрига, простота и благородство архитектурной формы. В творчестве мастера выделяются три периода: «авангардный» (1925–1932), охватывающий эпоху ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа, разработки концепции расселения; «неоклассический» (1933–1949), связанный со школой И.В.Жолтовского, послевоенной реконструкцией; наиболее протяженный этап (1938–2002) посвящен изучению «математики архитектуры». Круг интересов К.Н.Афанасьева составляла теория композиции, соразмерностей и пропорций, архитектурная форма и ее математические закономерности, гармония.
Ключевые слова: Афанасьев, конструктивизм, дезурбанизм, неоклассика, послевоенная реконструкция, теория архитектуры, архитектурная форма, пропорции, математические закономерности.
Юлия Иванова
Живопись зрелого барокко в Генуе: «Casa Piola» в церкви Сан Лука*
Cтатья посвящена оформлению интерьера генуэзской церкви Сан Лука — наиболее крупному монументально-декоративному проекту ведущего художника Генуи второй половины XVII века Доменико Пиолы. Проект был реализован в 1681–1695 годах при активном участии обширной мастерской, называемой «casa Piola». В статье мастерская рассматривается как феномен художественной жизни Генуи сейченто: описывается ее состав (постоянные члены и приглашаемые ко временному сотрудничеству), специализация входивших в нее художников, характер исполнявшихся заказов, организация работы и методы руководства ею, степень участия ее членов в проектировании и создании декора церкви Сан Лука.
Интерьер церкви Сан Лука исследуется как характерный пример синтеза искусств и живописи генуэзского барокко, а также как показатель разнообразия художественных течений в Лигурии на рубеже XVII– XVIII веков.
Ключевые слова: Доменико Пиола, «casa Piola», Генуя второй половины XVII века, церковь San Luca, архитектура, скульптура, живопись, синтез искусств, барокко.
Любовь Савинская
Венский бидермейер и художе ственная жизнь России первой половины XIX века
В статье исследуются русско-австрийские связи в области искусства периода бидермейера (1815–1848). Князья Лихтенштейнские, служившие при австрийском дворе, сыграли важную роль в развитии искусства венского бидермейера, по их заказам работали ведущие художники этого времени. Музею Лихтенштейн в Вене и Вадуце принадлежит одна из богатейших коллекций произведений искусства бидермейера. Раскрываются контакты между князьями Лихтенштейнскими и русским двором, анализируются произведения из их собрания в контексте художественной жизни России первой половины XIX века.
Ключевые слова: венский бидермейер, русский бидермейер, коллекция князей Лихтенштейнских, русская живопись, австрийская живопись, А.Г.Венецианов, Ф.Г.Вальдмюллер, Ф. фон Амерлинг, П.Фенди.
Олег Тарасов
Батальная картина и эпитафия
К вопросу о риторике обрамления в экспозициях В.В.Верещагина
Статья посвящена смыслу и риторике обрамления в экспозициях В.В.Верещагина. Выявляется неразрывная связь картинной рамы не только с художественным пространством выставки, но и с пространством культуры эпохи романтизма в целом. Картинная рама показана как многогранный культурный феномен со множеством меняющихся функций.
Ключевые слова: картинная рама, риторика, экспозиция выставки, особенности зрительского восприятия, художественное пространство, контекст.
Илона Лебедева
Геометрическая абстракция в американской живописи 1930-х годов
Мастера и тенденции
Статья посвящена геометрической абстракции в американском искусстве 1930-х годов как одному из способов формирования современной культуры восприятия. Рассмотрены основные тезисы теорий ведущих абстракционистов разных поколений (Г.Гофмана, Дж.Альберса, Дж.Грэхема, П.Мондриана, Б.Ньюмена, Э.Рейнхардта) и их взаимодей ствие. 1930-е годы в американской живописи стали временем суммирования накопленного опыта и зарождения новых представлений об искусстве.
Ключевые слова: геометрическая абстракция, американское искусство, американская живопись, Гофман, Альберс, Грэхем, Мондриан, Ньюмен, Рейнхардт.
Ольга Ярцева
Сюрреализм и «автоматическое письмо» в творчестве Джексона Поллока 1940-х годов
К вопросу о происхождении «живописи действия»
Статья раскрывает одну из граней обширной темы истории возникновения и развития яркого явления в мировом искусстве после Второй мировой войны — «живописи действия». По мнению большинства искусствоведов, его истоки отчасти восходят и к такому значительному достижению западноевропейской культуры, как сюрреализм. Создатель «живописи действия» Джексон Поллок активно осваивал произведения лидеров этого художественного направления — А.Массона, М.Эрнста и других, — внимательно изучая сюрреалистические практики и в первую очередь — «автоматическое письмо». Автор, анализируя картины мастера, рассматривает различные аспекты влияния сюрреализма на формирование индивидуального стиля Поллока, расцвет которого пришелся на вторую половину 1940-х годов.
Ключевые слова: Джексон Поллок, «живопись дей ствия», «автоматическое письмо», сюрреализм, Андре Бретон, Нью-Йорк, полуабстрактные формы.
Пётр Черёмушкин
Арно Брекер — портретист
В статье исследуются стилистические и иконографические особенности портретного творчества Арно Брекера (1900–1991), известного в качестве одного из ведущих скульпторов Третьего Рейха. На конкретных примерах демонстрируется эволюция от импрессионистических портретов в духе Родена к жесткому тоталитарному стилю, которую творчество Брекера претерпело на протяжении 1920–1940-х годов. Отдельно рассматривается куда менее изученный период, пришедшийся на послевоенные десятилетия, причем автор статьи приходит к выводу, что в последние годы жизни Брекер создает не столько портреты, сколько своеобразные «посмертные маски», символизирующие творческую смерть самого автора, на долгие годы пережившего свой талант.
Ключевые слова: тоталитарное искусство, скульптура, Роден, официальный портрет, посмертная маска, Германия, Франция, Либерман, Кoган, Брекер, Гитлер, Майоль, Кокто, Деспио, немецкое экономическое чудо, Петер Людвиг.
Оксана Ващук
Развитие японского графического дизайна в 1950–1990-е годы
Мастера и направления
Статья посвящена особенностям развития японского графического дизайна 1950–1990-х годов — от периода интернационального стиля типографики до эпохи постмодернизма.
Особое внимание уделяется проблемам репрезентации и функционирования образа в произведениях выдающихся дизайнеров-графиков послевоенной Японии и творческим биографиям этих мастеров.
Ключевые слова: японский графический дизайн, Юсаку Камекура, Казумаса Нагаи,
Икко Танака, Таданори Йоко, Такенобу Игараси, Коичи Сато, Сигео Фукуда.
Анастасия Бринцева
Творчество Ораса Верне в зеркале критики
Творчество французского живописца Ораса Верне, очень популярного при жизни, в настоящее время практически забыто. Его искусство изучено фрагментарно, суждения о нем — противоречивы. В статье проанализированы художественная критика Салонов, мемуары, прижизненные статьи о художнике, а также прослеживается ряд суждений о нем как отражение борьбы эстетических установок времени.
Ключевые слова: Орас Верне, историография, изучение творчества, художественная критика, Салоны.
Андрей Мережников
«Натиск восторга»
В статье выделены главные линии и темы моно графии С.Яремича «Михаил Александрович Врубель»: Врубель и академизм, Врубель и «византизм», Врубель как религиозный художник, периодизация творчества Врубеля и характеристика отдельных этапов. Данные темы рассмотрены со структурной и стилистической позиций и с точки зрения их сегодняшней актуальности. Текст моно графии осмыслен как контекстуальное поле для интерпретации специфичной, узкопрофессиональной терминологии, свойственной Врубелю и художникам его круга (в том числе и Яремичу). Выявлены ключевые термины, проведено исследование их значения, иерархичности, взаимосвязей и соотношения с ныне принятой профессиональной терминологией. Определена актуальность такого рода интерпретации для анализа творческого метода Врубеля.
Ключевые слова: «византизм», академизм, декоративность, тектоничность, рельеф, планы (объемные и пространственные), «отвод».
АВТОРЫ НОМЕРА
Бринцева Анастасия Андреевна, аспирант Отдела зарубежного искусства Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств; художник-реставратор Государственного научно-исследовательского института реставрации.
Адрес: 115583 Москва, Воронежская 1/37-54.
E-mail: tartoruga@yandex.ru
Бычков Виктор Васильевич, доктор философских наук, профессор, зав. сектором эстетики Института философии РАН, член АИС, лауреат Государственной премии РФ в обл. науки.
Адрес: 119991 Москва, ул. Волхонка, 14-5.
E-mail: vbych@online.ru
Ващук Оксана Андреевна, кандидат искусствоведения, доцент Института искусств факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета.
Адрес: 197755 Санкт-Петербург, п. Лисий Нос, ул. Тихая, 10.
E-mail: Oxana_vaschuk@rambler.ru
Вяземцева Анна Геннадиевна, аспирант НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств (НИИ РАХ), научный сотрудник НИИ теории архитектуры и градостроительства Российской академии и архитектуры и строительных наук (НИИТАГ РААСН).
Адрес: 109240 Москва, ул. Яузская, 6-8-72
E-mail: annushka9nov@gmail.com
Гирин Юрий Николаевич, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН
Адрес: 121069, Москва, ул. Поварская 25а, info@imli.ru.
E-mail: y_girin@hotmail.com
Доронченков Илья Аскольдович, кандидат искусствоведения, профессор факультета теории и истории искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, декан факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Адрес: 194034 Санкт-Петербург, Университетская наб., 17.
E-mail: iliad18@gmail.com; idoronchenkov@eu.spb.ru; iliad18@gmail.com; idoronchenkov@eu.spb.ru
Душкина Наталья Олеговна, кандидат архитектуры, профессор Московского архитектурного института (Государственной академии).
Адрес: 107031 Москва, Рождественка ул., 11.
Е-mail: ndushkina@yandex.ru
Иванова Юлия Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г.Строганова.
Адрес: 115054 Москва, 6-Монетчиковский пер., 5-72.
E-mail: 9514811@mail.ru
Капустин Петр Владимирович, кандидат архитектуры, доцент Воронежского государственного архитектурно-строительного университета.
Адрес: 394006, Воронеж, ул. 20-лет октября, 84.
E-mail: pekad@rambler.ru
Курбановский Алексей Алексеевич, доктор философских наук, главный научный сотрудник Государственного Русского музея (Санкт-Петербург).
Адрес: 195269 С.-Петербург, Светлановский проспект, 95-88.
E-mail: axkurban @ mail.ru
Куценков Пётр Анатольевич, кандидат искусствоведения, доктор культурологии, ст. научный сотрудник Отдела сравнительного культуроведения Института востоковедения РАН, Москва; ст. научный сотрудник Отдела искусства стран Азии и Африки Государственного института искусствознания.
Адрес: 125000, Москва, Козицкий переулок, 5
E-mail: pkutsenkov@gmail.com, dogon@gagarino.ru
Лебедева Илона Владимировна, историк искусства, научный сотрудник отдела современного искусства Запада Государственного института искусствознания
Адрес: 125000, Москва, Козицкий переулок, 5
E-mail: lilona@mail.ru
Лосева Анастасия Станиславовна, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела русского изобразительного искусства и архитектуры XVIII–ХХ веков Государственного института искусствознания.
Адрес: 125000, Москва, Козицкий переулок, 5
E-mail: liga1199@mail.ru
Малинина Татьяна Глебовна, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник отдела синтеза искусств и художественных проблем архитектуры НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств (НИИ РАХ).
Адрес: 119034 Москва, ул. Пречистенка, д.21
E-mail: tgmal01@yandex.ru
Маньковская Надежда Борисовна, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник сектора эстетики Института философии РАН. Член Ассоциации искусствоведов.
Адрес: 119991 Москва. Волхонка ул.. 14, стр.5
E-mail: aesthetica@iph.ras.ru
Мережников Андрей Николаевич, доцент кафедры истории искусств факультета искусствоведения и культурологии Уральского федерального университета им. Б.Н.Ельцина. Член СХ России.
Адрес: 620144 Екатеринбург, ул. Куйбышева, 8-29
E-mail: merejnikov7@rambler.ru
Мусатов Алексей Александрович, кандидат искусствоведения, профессор кафедры Истории архитектуры и градостроительства Московского архитектурного института (МАРХИ).
Адрес: 125167 Москва, ул. К Симонова, 4-120.
E-mail: MUSATOW.2010@yandex.ru
Путятин Илья Евгеньевич, кандидат архитектуры, доцент кафедры истории архитектуры Московского архитектурного института (Государственной академии), старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств (РАХ).
Адрес: 107065 Москва, ул. Сахалинская, 6-1-36.
E-mail: marhi@marhi.ru
Савинская Любовь Юрьевна, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела искусства старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина; докторант кафедры отечественного искусства исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
Адрес: 143406 г. Красногорск Московской области, Димитрова ул., 10–19
E-mail: lusavin@rambler.ru
Тарасов Олег Юрьевич, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Отдела истории культуры Института славяноведения Российской Академии наук (Инслав РАН).
Адрес: 117334 Москва, Ленинский пр., 32-а, Инслав РАН
E-mail: olt@complat.ru
Ухналев Андрей Евгеньевич, кандидат искусствоведения, заведующий сектором отдела изучения дворцов Государственного Русского музея.
Адрес: 197046 Санкт-Петербург, Мичуринская ул., 9/11-44.
E-mail: Andrey-ukhnalev@yandex.ru
Хренов Николай Андреевич, доктор философских наук, профессор, заместитель директора по науке Государственного института искусствознания.
Адрес: 125009 Москва. Козицкий переулок, 5.
E-mail: nihrenov@mail.ru
Черёмушкин Пётр Германович, собственный корреспондент информационного агентства «Интерфакс» в Вашингтоне (США).
Адрес: 2000 N Street, NW, apt 919, box 263, Washington, D.C. 20036.
E-mail: kretovich@gmail.com
Шукуров Шариф Мухаммадович, доктор искусствоведения, заведующий Отделом сравнительного культуроведения Института востоковедения РАН (Москва); вед. научный сотрудник Отдела искусства стран Азии и Африки Государственного института искусствознания; вед. научный сотрудник института теории и истории архитектуры и градостроительства при Академии Архитектуры.
Адрес: 125000 Москва, Козицкий переулок, дом 5
E-mail: ripsic@yandex.ru
Ярцева Ольга Александровна, научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительного искусства Российской Академии художеств (НИИ РАХ).
Адрес: 123007 Москва, Хорошевское ш., 21А, 4.
E-mail: yartsevaolga@mail.ru