2011 №№ 3–4

Лев Лифшиц

Вместо предисловия

Раздел, посвященный искусству Древней Руси и определяющий главную тему номера, предваряет вступительное слово доктора искусствоведения Льва Лифшица. Это по сути заметки о зарождении, развитии, современном состоянии, методологии и задачах науки об искусстве Древней Руси. Автор анализирует процесс изменений в отношении общества к своему древнему художественному наследию, называет имена ученых и коллекционеров, внесших вклад в развитие науки о средневековом отечественном искусстве, систематизирует ее направления, комментирует события современной научной жизни, связанные с древнерусским искусством (деятельность музеев, коллекционеров, вышедшие труды, конференции и пр.), анализирует проблемы в области изучения средневековой культуры и утверждает, что соединение классической традиции искусствознания с иконографическим подходом и знаточеским опытом должно быть поставлено на прочную основу стилистического анализа.

Ключевые слова: искусство Древней Руси, средневековая культура, древнее художественное наследие, иконографический подход, знаточество, стиль, стилистический анализ

Владимир Сарабьянов

Образ священства в росписях Софии Киевской Часть I. Программа Софийского собора и византийская традиция послеиконоборческого периода

Статья является частью исследования, посвященного образу священства в древне-русском искусстве домонгольского периода. В публикуемом разделе анализируются росписи Софии Киевской, которые рассматриваются в контексте других памятников византийского мира X–XI вв. Анализ иконографической программы Софийского собора позволяет сделать вывод о своеобразии трактовки темы священства, в раскрытии которой существует несколько смысловых пластов. Церковные иерархи показаны как преемники и единственные наследники апостольского служения. Особо выделена идея преемственности ветхозаветного и новозаветного священства, что показано через сопоставление изображений святителей, ветхозаветных первосвященников и образа Иисуса Христа Иерея. Важнейшим элементом священнической программы оказывается включение фигур вселенских святителей, получивших особое почитание на Руси в силу тех или иных причин и воспринимавшихся как небесные покровители Русской Церкви. Эти тенденции получат широкое развитие в росписи древнерусских памятников второй половины XI–XII вв., чему посвящены следующие разделы данного исследования.

Ключевые слова: святители, первосвященники, апостолы, дьяконы, программа росписи, иконографический замысел, образ священства, церковная иерархия, византийская традиция, преемственность, древнерусские росписи домонгольского периода, византийское искусство послеиконоборческого периода, храмовая декорация, мозаики, фрески, иконография.

Анна Манукян

Программа южных дверей собора Рождества Богоматери в Суздале. Некоторые наблюдения

Изобразительный цикл южных дверей собора Рождества Богоматери в Суздале традиционно воспринимают как ангельский цикл, хотя он и включает четыре сцены из книги Бытия, в которых ангелы не участвуют. Его нельзя назвать и чисто ветхозаветным циклом, так как из 24 клейм лишь 21 принадлежит Ветхому Завету. Как следует рассматривать такой необычный набор сцен, лежит ли в его основе общая идея или текст?
Цикл мог опираться на традицию иллюстрации и толкования Псалтири. При преобладании византийской иконографии ряд элементов восходит к западноевропейским протографам, что отвечает общему интернациональному характеру владимиро-суздальской художественной культуры рубежа XII–XIII вв.

Ключевые слова: Ветхий Завет, ангелы, церковные двери, Псалтирь, Владимиро-Суздальская Русь.

Наталья Абраменко

Образы святых князей Владимира, Бориса и Глеба в придворном искусстве времени Ивана IV

Почитание крестителя Руси князя Владимира и его сыновей св. князей Бориса иГлеба, погибших мученической смертью в 1015 г., играло важную роль в культуре средневековой Руси, а их изображения были широко распространены. Однако их иконография и ее смысловое наполнение изучены еще недостаточно, особенно это касается позднего Средневековья – XVI и XVII веков. В искусстве XVI века можно выделить две линии: одна отражает официальную, придворную концепцию, другая связана с народным восприятием этих святых. В данной статье рассматриваются изображения св. Владимира, Бориса и Глеба в фресковых ансамблях, иконах и произведениях декоративно-прикладного искусства, созданных по заказу и по инициативе Ивана IV и митрополита Макария, а также ряд проблем, связанных с их ролью в программных произведениях эпохи, осмыслением этих образов в новом историческом контексте.

Ключевые слова: древнерусское искусство, святые князья Борис и Глеб, царь Иван IV, придворное искусство, иконография.

Александр Преображенский

Новооткрытый шедевр времени Годуновых: икона «Рождество Богоматери» из собрания семьи Мамонтовых*

Статья посвящена неизвестной иконе Рождества Богоматери, находящейся в одном из московских частных собраний и представляющей собой незаурядный памятник русского искусства конца XVI века. При исследовании этого произведения наряду с вопросами иконографии затрагиваются проблемы стиля русской живописи эпохи царей Федора Ивановича и Бориса Годунова.

Ключевые слова: иконопись, иконография, Богоматерь, двунадесятые праздники, годуновская эпоха, стиль, атрибуция.

Алексей Лидов

«Образы-парадигмы» как категория визуальной культуры.

Иеротопический подход к истории искусства

Статья посвящена обоснованию нового понятия и стоящего за ним значительного явления визуальной культуры, которое до последнего времени оставалось вне поля внимания исследователей. Это понятие является развитием теории иеротопии, рассматривающей создание сакральных пространств как особый вид творческой деятельности, изучение которой может составить самостоятельный раздел гуманитарного знания. В контексте иеротопии обсуждается важный феномен пространственных икон.

Ключевые слова: иеротопия, сакральное пространство, пространственная икона, иконография, храм, Святое святых, завеса, Византия, Древняя Русь, история искусства, теория, методология.

Роман Гадицкий

Время в средневековом самосознании и натурализм западноевропейской живописи XIII века

Статья посвящена исследованию процессов в западноевропейском художественном сознании периода зрелого Средневековья XII–XIII веков, когда в западноевропейской живописи, вступившей вместе с другими видами творчества в этап окончательного сложения готического стиля, произошли заметные стилистические изменения. Эти изменения обозначили уверенную тенденцию к упрочению в средневековом искусстве миметической образности. В статье предлагается рассмотреть данное явление сквозь призму общекультурной динамики средневекового общества, достигшего к XIII веку пика своего развития. Указанные преобразования в искусстве предлагается понимать как свидетельство становления особого типа художественного языка, нацеленного на визуализацию религиозного содержания в рамках пространственно-временной парадигмы, актуальной для самосознания человека зрелого Средневековья. Особенности этой парадигмы устанавливаются в ходе предпринятого в статье анализа темпоральных характеристик литургической драмы и пластических свойств средневекового живописного языка.

Ключевые слова: готический стиль, художественный язык, литургия, религиозное искусство, средневековая культура, античные образцы, миметическое время, темпоральность, самосознание.

Евгений Яйленко

«Отечество красоты». Опыт итальянского жанра в сложении художественной концепции академизма

Статья посвящена исследованию той роли, которую сыграл в становлении эстетической концепции академизма в русском искусстве XIX века творческий опыт так называемого итальянского жанра – тематической разновидности бытовой, или жанровой живописи. Корифеем его в 1820-е годы стал Карл Брюллов, «итальянские сцены» которого подробно анализируются в статье. Наименование «итальянский жанр» традиционно закреплено за обширной группой произведений, содержание которых в идеализированном виде отражает повседневную жизнь в Италии – «отечестве красоты», как называли страну «нетленной классики». Для академизма итальянский жанр стал своеобразной опытной площадкой, где были впервые опробованы художественные идеи и изобразительные мотивы, развивавшие в новом, реалистическом ключе академическую доктрину. С целью характеристики эклектичного художественного сознания академизма сделана попытка связать содержание, приемы стилизации и изобразительную поэтику, с одной стороны, итальянского жанра и, с другой – «исторического», или «новопомпеянского» жанра, ярким представителем которого на русской почве был Генрих Семирадский.

Ключевые слова: итальянский жанр, академизм, стилизация, эклектический, Брюллов, Семирадский.

Ксения Горбунова

«О методе работ по синтетическому искусству». В.В. Кандинский и новая наука об искусстве

В данном исследовании В.В. Кандинский указывает на «эмбриональное состояние» науки об искусстве, ставит определенные задачи перед ней и определяет пути сближения искусства и позитивной науки. Таким образом, художник расширяет границы понятия «теория искусства», подводит под нее научную базу и обогащает ее естественно-научными принципами. Здесь же приводится полный текст неопубликованной статьи Кандинского.

Ключевые слова: В.В. Кандинский, РАХН, наука об искусстве, синтетическое искусство.

Татьяна Стародуб

Пальмира: средокрестие культур Востока и Запада, античности и раннего средневековья

В статье на основе изучения в историческом и общекультурном контексте памятников архитектуры и изобразительного искусства Пальмиры–Тадмура, караванного города в ойкумене Шелкового пути, одного из наиболее известных экономических, религиозных и культурных центров эллинизированного Востока, рассматривается феномен формирования локальной художественной школы. Античный облик Пальмиры, в основном сложившийся в римский период, вуалирует длительный – от эллинистического до ранневизантийского времени – и сложный процесс становления устойчивого синкретического стиля, который, по мнению автора, не находит аналогов.

Ключевые слова: арамеи, древние арабы, Тадмур, Пальмира, Библия, эллинизированный Восток, пантеон и обычаи пальмирцев, парфяно-иранское и греко-римское искусство, перибол, гипогей, погребальный портрет, дома с мозаиками.

Вероника Кункова

Новая эстетика эпохи Аббасидов и искусство Самарры

Статья посвящена арабской эстетической концепции «искусства красивой жизни», сформировавшейся в период общего расцвета Халифата во время правления династии Аббасидов. Самарра, игравшая роль столицы в IХ веке, в настоящее время является популярным предметом искусствоведческих исследований в связи со своей уникальностью как города, существовавшего в строго определенный период времени и изобиловавшего произведениями искусства. Особое внимание уделено дворцам халифов, воплощавшим эстетические идеалы Аббасидов.

Ключевые слова: Самарра, Аббасиды, «искусство красивой жизни», дворцы арабских халифов, керамика, ремесла, архитектура.

Людмила Мазур

К вопросу об архитектурном облике общественно-административных и торговых сооружений Владимира, Суздаля, Шуи и Юрьев-Польского XVII века

Статья посвящена теме архитектурного решения общественно-административных сооружений XVII века, которые включали широкий спектр учреждений, предназначенных для различных служб государственного аппарата. Соответственно, каждое имело свои особенности в размещении, планировке, типе и характере архитектурного решения входивших в его комплекс зданий, что рассмотрено на материале большого числа правительственных и частных актов и чертежей.

Ключевые слова: история, реконструкция, градостроительство, планировка, здание, крепость, посад, торговая площадь, улица.

Елизавета Малиновская

Национальная школа в ситуации смены вех Часть I. «Соцгород Большая Алма-Ата» как важнейшая страница истории советского зодчества 1920–30-х годов

Проектная и градостроительная практика, конкурсы, группировки, имена

Статья подготовлена на основе документов государственных архивов Москвы, Санкт-Петербурга, Алма-Аты, газетных, книжных фондов библиотек, а также личных архивов. Значительный объем впервые вводимых в научный оборот, малоизученных документальных и проектных материалов представляет архитектурные конкурсы в Алма-Ате, деятельность известных архитекторов, взаимовлияние творческих группировок – неисследованного значимого явления советского зодчества 1920–30-х годов. Собранные воедино факты позволяют осознать специфику, масштабы, темпы превращения провинциального города – в столицу; заново атрибутировать здания, комплексы, дополнив историю советской архитектуры новыми сведениями о ее наследии и мастерах.

Ключевые слова: «Соцгород Большая Алма-Ата», конкурсы 1920-х, конструктивизм, «пролетарская классика», региональные традиции.

Мария Силина

О понимании «декоративного» в советской архитектуре 1930-х годов

На примере рельефов Ростовского академического театра драмы им. М. Горького

Понимание сущности «декоративного» с середины XIX века постепенно меняется, эволюционируя от «выразительного» до «орнаментального». Именно к 1930-м годам этаэволюция получила свое отражение в художественном образе архитектуры постконструктивизма. В статье анализируется художественный образ рельефов фасада драматического театра им. М. Горького в Ростове-на-Дону с точки зрения понимания «декоративного» в тот период.

Ключевые слова: скульптура, архитектура, советская архитектура 1930-х, постконструктивизм, декоративное, герменевтика, монументально-декоративное искусство, монументально-декоративная скульптура.

Глеб Поспелов

О двух этапах русского романтизма

Романтизм – художественное движение, аккумулировавшее изменчивость мира, его внутреннюю динамичность. Неудивительно, что его эмоциональная окраска – в том числе и у русских художников – была неизменно противоречивой. У одних живописцев первой половины XIX века (Кипренский, Сильвестр Щедрин) преобладала светлая грань мироздания – надежды на благостное освобождение, у других (поздний Федотов) – страх пред накатывающей темной волной, у третьих (Брюллов, Бруни, ранний Айвазовский) – сплетение этих сторон, очарованность тайной, скрывающейся за всем по настоящему грозным.

Ключевые слова: круг времени, руст и «рюстическое», мрачные пропасти прошлого, вид и «безвидность».

Любовь Пуликова

Питер Эдвард Строли – любимец королей

Статья посвящена творчеству немецкого художника-миниатюриста Питера Эдварда Строли (1766–1828), запечатлевшему в своих портретах и аллегориях многих представителей европейских монархий и высшего сословия. Впервые подробно рассматривается биография Питера Строли, а также период его работы историческим живописцем принца-регента Англии, участие художника в выставках английской Академии художеств, приводятся новые сведения и данные. Автор описывает и анализирует технику письма художника, рассматривает портреты выдающихся исторических деятелей, запечатленных на миниатюрах Строли конца XVIII – начала XIX века.

Ключевые слова: искусство портретной миниатюры XVIII–XIX веков, техника письма, аллегории, художник, Питер Эдвард Строли, исторический живописец принцарегента.

Ирина Изотова

Особенности испанского видения смерти на примере традиционного погребального ритуала и корриды. Контуры проблемы

Статья посвящена анализу специфики испанского погребального ритуала и корриды – двух форм коллективного переживания смерти, ключевых для испанской ментальности. Традиционная погребальная практика (комплекс традиционных обрядов и представлений испанского народа, напрямую связанный с кончиной человека) и коррида (ритуальное танатоориентированное состязание человека и быка, превращенное в публичное зрелище-спектакль) предоставляют богатый материал для методологически перспективного ракурса танатологического анализа. Через исследование этих глубоко танатоориентированных практик выявляется общая особенность испанской культуры, требующая своего философского осмысления.

Ключевые слова: смерть (танатос), ментальность, погребальный ритуал, культура Испании, обряды, традиция, коррида, канте хондо, фламенко.

Елена Долгих

Европейское стекло эпохи барокко в стиле «фасон де венис»

В статье выделены характерные признаки, сформировавшие типологию стекла Венеции эпохи Ренессанса. На рубеже ХVI–ХVII веков новый тип венецианского стекла определяется как «фасон де венис» (a la faschon de venise), или «венецианская манера».

Влияние «венецианской манеры» на европейское стеклоделие ХVII века почти безгранично, именно оно определило художественный облик стекла эпохи барокко. Во всех странах Центральной Европы начинают создавать стекло в русле новых венецианских художественных тенденций, но интерпретируют их согласно национальным эстетическим идеям. В статье рассматриваются произведения различных европейских центров ХVII столетия, анализируются их художественные особенности в контексте «фасон де венис» и затрагиваются проблемы, связанные с влиянием маньеризма на декоративно-прикладное искусство эпохи барокко.

Ключевые слова: Венеция, стекло Мурано, «фасон де венис» (a la faschon de venise), маньеризм, венецианское «кристалло» (хрусталь), английский свинцовых хрусталь, хрусталь Мюллера, эмалевая роспись, «Flügelglas», филигрань, гравировка, «нюренбергский кубок».

Юй Жуньшэн

Диалог с историей в портретной галерее П.М. Третьякова

В статье анализируется портретное собрание П.М. Третьякова с точки зрения выставочного пространства галереи. Отмечая, что создание этой коллекции в культурной истории России второй половины XIX века определяет новые идеологические взгляды, автор рассматривает разные этапы строительства музейного здания как воплощение истории в архитектурной форме.

Ключевые слова: портретное собрание, П.М. Третьяков, музейное пространство, коллекционирование, изоморфизм.

Татьяна Юденкова

Русский взгляд на французское искусство. О собирательской политике С.М. Третьякова в 1870-е – начале 1890-х годов

Статья посвящена коллекционерской деятельности С.М. Третьякова в 1870-е – начале 1890-х годов. Прислушивался ли московский купец, собирая французскую живопись, к суждениям соотечественников, живших в России и Европе, или следовал собственному представлению о том, какой должна быть коллекция? Была ли продумана и взвешена его политика и как понимать предпринимаемые им частые «перемены», «купли-продажи-обмены» произведений? Формируя коллекцию, задумывался ли Третьяков над параллельностью художественных процессов Франции и России? Эти и другие вопросы поставлены в предлагаемой статье.

Ключевые слова: русское искусство второй половины XIX века, С.М. Третьяков, французское искусство XIX века, коллекционер, собиратель, московский купец.

Ольга Турчина

Французская абстрактная живопись второй половины XX века. Плоскость, поверхность и пространство

Проблема взаимоотношений плоскости, поверхности и пространства – одна из наиболее значительных тем в истории искусства. В статье анализируется творчество французских мастеров абстрактного искусства: Ива Кляйна, Жана Фотрие, Жана Дюбюффе и других, которые осуществляли эксперименты с формами станковой живописи ради исследования ее пространственных и фактурных возможностей. Затронутым в статье процессам в искусстве есть важные параллели в развитии философской мысли середины – второй половины XX века.

Ключевые слова: плоскость, поверхность, пространство, живопись, теория живописи, абстрактное искусство, французское искусство XX века, Ив Кляйн, Ж. Фотрие, Ж. Дюбюффе.

Анна Чудецкая

Некоторые аспекты изучения творческого наследия Владимира Вейсберга. Психологические предпосылки и живописная Реализация

Данная статья является результатом многолетнего изучения обстоятельств жизни и творчества художника Владимира Григорьевича Вейсберга (1924–1985). В статье рассматривается эволюция художника, становление его живописной системы «белое на белом» параллельно с его теоретическими изысканиями, а также выявляются способы соотношения его творчества с действительностью. Цель исследования – рассмотрение собственной позиции художника по отношению к своему творчеству, отраженной в текстах, рабочих дневниках художника и в его высказываниях, дошедших до нас в записях его учеников. Одной из психологических особенностей Вейсберга была его склонность к самонаблюдению: одаренный особым талантом к феноменологическому видению, Вейсберг выявил определенные закономерности творческого процесса.

Результатом многолетней саморефлексии стал текст «Об адаптации», в котором художник предлагает различать в процессе работы живописца три этапа (фазы), характеризующиеся различными ощущениями и содержанием. Возникает вопрос: является ли трехфазная модель творческого процесса характерной для индивидуального метода Вейсберга, или им была открыта универсальная закономерность? При сопоставлении текста Вейсберга и положений теории творчества экзистенциальной психологии обнаруживается ряд убедительных параллелей.

Ключевые слова: творчество Владимира Вейсберга, теория «колоризма», живописная система «белое на белом», классификация видов колористического восприятия, адаптация, история отечественного искусства эпохи 1960-х годов, теория восприятия, экзистенциальная психология, психологическая теория творчества, «творчество как встреча».

Валентина Рогова

Сложение экранного образа в творчестве Михаила Ромма-документалиста

На материале фильмов «Обыкновенный фашизм», «Праздники революции», «Моя революция»

Автор раскрывает экранный контрапункт документализма Михаила Ромма на материале неизвестных фильмов «Праздники революции», «Моя революция» и киноромана «Обыкновенный фашизм» в контексте советского авангарда 1920-х годов. Эти картины-размышления опираются на опыт Ромма-скульптора, обогативший художественный метод «кино факта». Ленты созданы в телевизионной эстетике, персонифицированное слово Ромма вызывает ассоциации и аллюзии. Не менее значимо в роммовском синтезе искусств образное осмысление непреложного визуального документа в традициях Дзиги Вертова.

Ключевые слова: М. Ромм, документализм, экранный контрапункт, советский киноавангард, интеллектуальный кинематограф, хроника, телевидение.

Галина Мажейкина

На распутьях современного искусства. Практика и критика

Статья посвящена проблемам в критике концептуального искусства России. Проводится анализ проектов, представленных на премию В. Кандинского. Отмечено: отсутствие научного интереса к современным художественным практикам, так как они относятся к прикладным визуальным искусствам; правомерность применения термина «произведение искусства» к объектам contemporary art1. Связь произведения искусства и производственных отношений эпохи постмодернизма анализируется исходя из метода, предложенного Вальтером Беньямином.

Предлагается пересмотреть концепцию актуального искусства, формируя новые языки и способы самовыражения в искусстве XXI века, но при этом оставаясь в рамках философии искусства, как познающей и познаваемой.

Ключевые слова: концептуальное искусство, автор как производитель, премия Кандинского, дискурс постмодернизма, язык других.


АВТОРЫ НОМЕРА

Абраменко Наталья Михайловна, аспирант кафедры отечественного искусства отделения истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва Научный руководитель – д.и. проф. Энгелина Сергеевна Смирнова

E-mail:knatik86@mail.ru

Вдовин Геннадий Викторович, кандидат искусствоведения, директор Музея-усадьбы «Останкино», Москва

Адрес: Москва, 1-я Останкинская ул., 5

E-mail: g_vdovin@mail.ru

 Водонос Ефим Исаакович, заведующий отделом русского искусства Саратовского государственного художественного музея (СГХМ) им. А.Н. Радищева, член СХ РФ, заслуженный деятель искусств РФ, Саратов

Адрес: Саратов, ул. Первомайская, 75

E-mail: efi mvodonos@gmail.com

Гадицкий Роман Васильевич, аспирант НИИ теории и истории изобразительных

искусств Российской Академии художеств, Москва

Адрес: 119034 Москва, ул. Пречистенка, д. 21

E-mail: somephil@gmail.com

Горбунова Ксения, аспирант Российского института культуры, Москва

Долгих Елена Владимировна, доцент кафедры Всеобщей истории искусств Российского государственного университета, Москва

Адрес: 127006 Москва, ул. Чаянова, д. 15

E-mail: dolgih-steklo@mail.ru

Жуньшэн Юй, аспирант кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва

Адрес: 117149 Россия, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4

E-mail: yurunsheng@gmail.com

Изотова Ирина Сергеевна, аспирант кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва

Адрес: 117149 Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4

E-mail: izotova.irina.s@gmail.com

Красилин Михаил Михайлович, заведующий сектором экспертизы Государственного научно-исследовательского института реставрации, член правления МОСХ, председатель секции критики МОСХ, Москва

Адрес: Москва, ул Гастелло, д. 44

E-mail: m.krasilin@mail.ru

Кузьменко Лариса Ивановна, кандидат искусствоведения, заведующая научно-исследовательским отделом искусства Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании Государственного музея Востока, Москва

Адрес: 119019 Москва, Никитский бульвар, 12А

E-mail: lkuzmenko@orientmuseum.ru

Кункова Вероника Ильинична, соискатель Санкт-Петербургского государственного университета (Восточный факультет, кафедра истории стран Ближнего Востока), сотрудник художественной мастерской «Ника», Санкт-Петербург

Адрес: 198096 Санкт-Петербург, ОПС 96, а/я 23

E-mail: veronikakunkova@yandex.ru

 Лидов Алексей Михайлович, доктор искусствоведения, член-корреспондент Российской Академии художеств, заведующий отделом культуры древности и заместитель директора по научной работе Института мировой культуры МГУ, директор научного Центра восточнохристианской культуры, Москва

E-mail: alidov@gmail.com

Лифшиц Лев Исаакович, доктор искусствоведения, заведующий отделом искусства Древней Руси Государственного искусства искусствознания, Москва

Адрес: 125000 Москва, Козицкий переулок, д. 5

E-mail: fr.lev@rambler.ru

Мажейкина Галина Михайловна, аспирант Российского института культурологии, Художественный руководитель галереи «Сад роз», Москва

Адрес: 125481 Москва, ул. Свободы, 71–1–263

E-mail: garden2008@yandex.ru

Мазур Людмила Дмитриевна, кандидат архитектуры, доцент кафедры «Основы архитектурного проектирования» Московского архитектурного института (государственная академия), Москва

Адрес: Москва, ул. Рождественка, д. 11

E-mail: lyudmila_mazur@mail.ru

 Малинина Татьяна Глебовна, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник отдела синтеза искусств и художественных проблем архитектуры Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, Москва

Адрес: 119034 Москва, ул. Пречистенка, д. 21

E-mail: tgmal01@yandex.ru

Малиновская Елизавета Григорьевна, кандидат искусствоведения, доцент, лауреат Союза архитекторов СССР в области теории и критики, член AICA (АИС), член Международного союза архитекторов, директор и основатель частной галереи «ARK», Алматы, Казахстан

Адрес: 050051 Алматы, б/ц «Достар», пр. Достык, 240, офис 107

E-mail: eliz.mln@gmail.com

Манукян Анна Михайловна, аспирант кафедры отечественного искусства отделения истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва

Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4, комната Г-420

E-mail: manukyan4@yandex.ru

Монахова Людмила Петровна, кандидат искусствоведения, докторант Московской государственной академии им. Строганова, Москва

Адрес: 119121 Москва, Земледельческий пер., д. 12, кв. 10

E-mail: aronov@list.ru

Поспелов Глеб Геннадьевич, доктор искусствоведения, заведующий отделом русского изобразительного искусства и архитектуры Государственного института искусствознания, Москва

Адрес: 125000 Москва, Козицкий переулок, д. 5

E-mail: glebpospelov1@gmail.com

 Преображенский Александр Сергеевич, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, сотрудник кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва

Адрес: 125000 Москва, Козицкий переулок, д. 5

E-mail: transfi guration@newmail.ru

 Пуликова Любовь Витальевна, аспирант и научный сотрудник отдела словаря художников Научно-исследовательского института теории и истории изобразительного искусства Российской Академии художеств, Москва

Адрес: 119034 Москва, ул. Пречистенка, д. 21

E-mail: nii-slovar@yandex.ru

 Рязанцев Игорь Васильевич, доктор искусствоведения, заведующий отделом русского искусства XVIII – начала XX века Научно-исследовательского института теории и истории изобразительного искусства Российской Академии художеств, Москва

Адрес: 119034 Москва, ул. Пречистенка, д. 21

E-mail: nii-arts@yandex.ru

Рогова Валентина Ивановна, киновед, Москва

Адрес: 109025 Москва, до востребования, Роговой В.А.

 Сарабьянов Владимир Дмитриевич, кандидат искусствоведения, художник-реставратор высшей квалификации, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, главный искусствовед ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление», Москва

Адрес: 125000 Москва, Козицкий переулок, д. 5

E-mail: vdsar@mail.ru

Сарабьянов Дмитрий Владимирович, доктор искусствоведения, профессор, действительный член Российской Академии наук, Москва

E-mail: vdsar@mail.ru

Свидерская Марина Ильинична, доктор искусствоведения, зав. отделом классического искусства Запада Государственного института искусствознания, профессор кафедры истории и теории мировой культуры (ИТМК) философского ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова, председатель ГАК кафедры Всеобщей истории искусств Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Москва

Адрес: 125000 Москва, Козицкий переулок, д. 5

E-mail: MISvid@yandex.ru

Сидоренко Владимир Филиппович, доктор искусствоведения, профессор Московского государственного текстильного университета им. А.Н. Косыгина, Москва

Адрес: Москва, ул. Калужская М., д. 1

E-mail: vfsidorenko@yandex.ru

Силина Мария Михайловна, научный сотрудник отдела словаря художников России Научно-исследовательского института теории и истории изобразительного искусства Российской Академии художеств, Москва

Адрес: 119034 Москва, Пречистенка, д. 21

E-mail: silina.maria@gmail.com

Соколов Михаил Николаевич, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник отдела зарубежного искусства Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, Москва

Адрес: 119034 Москва, ул. Пречистенка, д. 21

E-mail: falcfama@yandex.ru

Стародуб Татьяна Хамзяновна, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, Москва

Адрес: 119034 Москва, Пречистенка, д. 21

E-mail: t.starodub@gmail.com

Турчина Ольга Александровна, искусствовед, член Ассоциации искусствоведов (АИС), Москва

Адрес: 115580 Москва, ул. Мусы Джалиля, 31-2-22

E-mail: olgaturchina@gmail.com

Чудецкая Анна Юрьевна, старший научный сотрудник отдела личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

Адрес: Москва, ул. Волхонка, д.10

E-mail: annachud@yandex.ru

Юденкова Татьяна Витальевна, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XX века Государственной Третьяковской галереи, старший научный сотрудник сектора русского искусства XVIII – начала XX века Научно-исследовательского института теории и истории изобразительного искусства Российской Академии художеств, Москва

Адрес: Москва, ул. Волхонка, д.10

E-mail: udenkovatv@mail.ru

Яйленко Евгений Валерьевич, кандидат искусствоведения, доцент кафедры семиотики и общей теории искусства факультета искусств МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва

Адрес: 125009 Москва, Большая Никитская ул., 3, стр. 1

E-mail: eiailenko@rambler.ru