2014 №3
Этот номер, приуроченный (как и последующий), к 70-летию Государственного института искусствознания, демонстрирует яркий спектр современных научных поисков ученых ГИИ. Эти поиски ведутся в соответствии с контекстом многолетней деятельности Института, направленной в большой мере на разработку методологических вопросов изучения искусства. Сложение целого ряда стратегических направлений, в частности, комплексного подхода к изучению отечественной культуры, происходило во многом благодаря трудам крупнейшего ученого, доктора искусствоведения, академика РАН Г.Ю. Стернина, ушедшего в 2013 году. Именно памяти Григория Юрьевича Стернина посвящен первый раздел номера. Исследования сотрудников возглавляемой им некогда группы «Русская художественная культура» стали своего рода прологом к написанию «Истории русского искусства», масштабному научному предприятию Института. Два других раздела «Искусство восточнохристианского мира» и «Архитектура. Теория и практика» также демонстрируют контекстуальный, комплексный метод изучения искусства.
Памяти Григория Юрьевича Стернина (1927–2013)
Лидия Андреева. Научные горизонты Г.Ю. Стернина
Элеонора Пастон. Воспоминания об Учителе
Татьяна Карпова. Воспоминания об Учителе
Татьяна Юденкова. Воспоминания об Учителе
Ирина Карасик. Воспоминания об Учителе
Искусство Восточнохристианского мира
Ольга Костина – Григорий Стернин – Лев Лифшиц. Миссионерство гуманитариев
Архитектура. Теория и практика
Игорь Духан. Неоклассицизм и счастье
Евгений Кононенко. Турецкая мечеть: между неоклассикой и не-классикой
Эпоха. Художник. Образ
Наталья Щербакова. Оноре Домье: от политической карикатуры к маске
Полина Токмачева. Прерафаэлиты в контексте английской культуры второй половины XIX – начала XX века
Светлана Домогацкая. Судьбы русской скульптуры второй половины ХIХ – начала ХХ века
Елена Беспалова. Бакст и модернизм
Никита Махов. Павел Филонов. Ранний период творчества. «Мировый расцвет» под знаком Апокалипсиса